В. ХОЛЮЧЕНКО, участник войны, член Союза журналистов СССР
Мой рассказ — об одном эпизоде времен Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, который, полагаю, даст представление о том, кто же они, герои былых сражений? И стоит ли принижать их подвиги, подвиг народа, партии в годы войны?
АБДУЛМЕДЖИДОВ Ахмед Дибирович. Аварец. 1923 года рождения. Из крестьян. Родился в Дагестане. Комсомолец. Рядовой. Автоматчик. Погиб 27 марта 1944 года.
ЧУЦ Абубачир Батербиевич. Адыгеец. 1912 года рождения. Из крестьян. Родился в ауле Панахес Адыгейской АО. Кандидат в члены КПСС. Рядовой. Разведчик. Погиб 27 марта 1944 года.
МАМЕДОВ Ами Ага-оглы. Азербайджанец. 1922 года рождения. Из рабочих. Родился в Баку. Комсомолец. Рядовой. Наводчик ПТР. Погиб 27 марта 1944 года.
МАКЕЕНОК Иван Андреевич. Белорус. 1914 года рождения. Из крестьян. Родился в Витебской области. Кандидат в члены КПСС. Старшина 2-й статьи. Заместитель командира отделения автоматчиков. Погиб 27 марта 1944 года.
ДЕМЕНТЬЕВ Иван Павлович. Русский. 1912 года рождения. Из крестьян. Родился в Архангельской области. Кандидат в члены КПСС. Рядовой. Автоматчик.
ХАЙРУТДИНОВ Акрам Мингазович. Татарин. 1924 года рождения. Из крестьян. Родился в Оренбургской области. Комсомолец. Рядовой. Пулеметчик. Погиб 27 марта 1944 года.
КИПЕНКО Владимир Иванович. Украинец. 1924 года рождения. Из рабочих. Родился в Одесской области. Комсомолец. Рядовой. Стрелок. Погиб 28 марта 1944 года.
ПРОКОФЬЕВ Тимофей Ильич. Цыган. 1913 года рождения. Из крестьян. Родился в Калининской области, Беспартийный. Рядовой. Стрелок. Погиб 27 марта 1944 года.
Этот список можно было бы продолжить. Ибо в количестве более шестидесяти человек отряд моряков-десантников весенней ночью с 25 на 26 марта сорок четвертого года под командованием двадцатидевятилетнего коммуниста старшего лейтенанта Константина Федоровича Ольшанского отправился по Южному Бугу на семи рыбацких весельных ботах в дерзкую по замыслу вылазку. От успеха этой операции зависела судьба города Николаева.
Командованию, когда наши войска находились в шестнадцати километрах от Николаева, стало известно, что немцы на случай оставления города приготовили «сюрприз»: на железнодорожной ветке, подходящей к порту, сформировали состав из одиннадцати вагонов со взрывчаткой. Не позволить осуществить врагу коварный замысел и должен был десант. Захватить и удержать порт до прихода наших частей — такую задачу поставило перед отрядом командование.
При подборе участников десанта выбор пал на 384-й батальон морской пехоты. Командовать десантом поручили старшему лейтенанту К. Ольшанскому. Он уже был широко известен своими вылазками в тыл врага. Фронтовики отлично понимают, что значило в дни войны попасть в сводку Совинформбюро. А как раз о действии отряда под командованием тогда еще лейтенанта Ольшанского рассказывалось всей стране в первых числах сентября 1943 года. Моряки в тылу врага под Мелитополем оседлали важный узел дорог, отрезав немцам пути к отступлению. За выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и за достигнутые успехи в боях за Родину, как гласило представление, лейтенант Ольшанский был награжден, орденом Александра Невского.
...На сугубо добровольной основе в десант были отобраны 55 моряков. Отряду придали десять саперов из 57-го отдельного инженерно-саперного батальона и двух радистов командарма 28-й армии. Нужен был и проводник. Им стал украинец Андрей Иванович Андреев.
Родился он в семье рыбака. Когда окончил начальную школу, дошел по стопам отца. Войну встретил связистом. Попав в окружение, сумел добраться до дома. А с приходом наших частей первым вызвался быть проводником десантников..
Со своим поручением А. Андреев справился, как и велел ему гражданский долг. Участвовал в бою, в котором погиб. Однако заслуженная награда нашла воина лишь через двадцать один год: звание Героя Советского Союза было присвоено Андрееву посмертно в 1965 году.
А теперь вернемся в тот мартовский вечер, когда от села Октябрьское в ночь с 25-го на 26-е ушли десантники Ольшанского. Трудно судить, какие мысли одолевали воинов, когда они наперекор приливной волне и встречным порывам ветра бесшумно работали веслами, метр за метром двигаясь к конечной цели. Но в одном уверен: ни Павел Дмитриевич Осипов, ни Ами Ага-оглы Мамедов (оба — бакинцы) не могли тогда предположить, что на 45-м году после Победы в их родном городе разгорятся межнациональные страсти. А ведь и бакинский кузнец, и бакинский слесарь покоятся в общей братской могиле на украинской земле.
Читатель обратил, наверное, внимание, что автор на первый план выдвигает национальность участников десанта. Не скрою, делаю это умышленно: в годы тяжелейших испытаний святою любовью были проникнуты сердца сынов и дочерей нашей социалистической Родины. Межнациональные конфликты, которые сотрясают нынче нашу страну, наводят на одну мысль: какую же надо было провести «воспитательную» работу, чтобы «похоронить» фронтовое братство разных народов?
...Прошло четыре часа, как ушел в ночь отряд, а десантники преодолели лишь половину пути — восемь километров. Переживали командиры, следившие за операцией: наступит рассвет, и не сдобровать десанту на открытой воде. Однако рассвет застал смельчаков уже в порту. Охрана была снята без шума. Командный пункт Ольшанский расположил в двухэтажном здании управления порта. Боевые группы захватили здания вокруг элеватора, затем — сам элеватор.
А потом грянул бой, который не прекращался сорок восемь часов. Обнаружив в порту десантников, немцы, не располагая данными о количестве высадившихся советских бойцов, сразу же без особой разведки предприняли атаку крупными силами. Прицельным огнем десантники отбили ее. Но одна атака следовала за другой. Не прекратил враг попыток уничтожить отряд и ночью. Но безрезультатно.
27 марта бой в порту достиг наивысшего напряжения. Немцы в помощь атакующим сняли целый батальон с фронта. В порту появились четыре танка (два из которых были огнеметные), два шестиствольных миномета, четыре орудия.
В этот критический момент совершил свой подвиг Валентин Ходырев. Он, будучи ранен, со связкой гранат бросился под танк... Вскоре был подожжен и второй танк.
В этот день, ставший последним для командира отряда, К. Ольшанский отдал приказ старшине 1-й статьи Юрию Лисицину доставить донесение командиру 384-го батальона морской пехоты Ф. Котанову. Несмотря на ранение (осколком мины у Лисицина была оторвана ступня ноги), он сумел перейти линию фронта и выполнить приказ.
К утру 28 марта в живых осталось всего десять десантников. Раненые и обожженные, страшно выглядели они, когда поднялись навстречу нашим бойцам, ворвавшимся в порт. Впечатляюще выглядела картина боя моряков-ольшанцев: сотни вражеских солдат и офицеров нашли свой конец на подступах к позициям десантников. Видавшие виды бойцы были поражены исходом этого жестокого сражения.
Вот что сообщал командир Одесской военно-морской базы Черноморского флота контр-адмирал С. Белоусов секретарю Николаевского КП(б)У И. Филипову на второй день после освобождения Одессы, 12 апреля 1944 года:
«В ночь с 25 на 26 марта 1944 года в районе элеватора был высажен десант моряков под командованием кавалера ордена Александра Невского старшего лейтенанта Ольшанского Константина Федоровича в количестве 67 человек. Отряд моряков в боях за город Николаев показал образцы мужества, отвагу и подлинный героизм, ведя бои в тяжелых условиях с превосходящими силами противника. Моряки задачу, поставленную командующим фронтом, выполнили с честью. За мужество и отвагу, проявленный героизм в боях против немецко-фашистских захватчиков за город Николаев весь отряд моряков — 67 человек — представлен к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза»
Родина по достоинству оценила подвиг своих сыновей. Одним Указом все 67 десантников (и павшие, живые) были удостоены этого высокого звания.
Передо мной пожелтевшая от времени сводка Совинформбюро от 28 марта 1944 года:
«Войска 3-го Украинского фронта сегодня, 28 марта, после упорных боев штурмом овладели крупным областным и промышленным городом Николаев — важным железнодорожным узлом, одним из крупнейших портов на Черном море сильным опорным пунктом обороны немцев у устья Южного Буга»
Скупы строчки официального сообщения. Но это итог ратного труда наступающих войск, на острие которых были десантники-ольшанцы, коммунисты, комсомольцы, беспартийные, уроженцы разных мест, представители различных национальностей. Они сознательно шли на подвиг, чтобы приблизить долгожданный День Победы. Свидетельство тому — переданное из осажденного порта в штаб армии решение коммунистов отряда:
«В минуту смертельной опасности перед лицом Родины даем обещание драться до последней капли крови. Всем оставить по одной гранате. Живыми в плен не сдаваться. Решение обязательно для всех коммунистов и комсомольцев»
Это решение поддержали и беспартийные. На месте боя десантников позже нашли обгоревший листок. Это был протокол комсомольского собрания. В нем — всего два пункта: «1. Живыми не сдаваться. 2. Каждому оставить по одной гранате».
Единство воли для достижения поставленной цели — этому учит пример ольшанцев нас, ныне живущих.
Павшим — бессмертие. Память о них, как осколок у сердца в груди.
В. ХОЛЮЧЕНКО, участник войны, член Союза журналистов СССР (1990)