Найти тему
СИЛА ПРАВА

Текущая ситуация с точки зрения закона, практики и здравого смысла

Оглавление

Ситуация с коронавирусом и меры, которые принимаются властью, вызывают множество споров. Сегодня поговорим о принимаемых ограничительных мерах и их законности и попробуем соотнести здравый смысл, закон и все, что происходит, на практике.

Как по закону

Статья Конституции за номером 55 гласит о том, что любые ограничения прав и законных интересов граждан могут вводиться только Федеральными законами, да и то только тогда, когда это делается для защиты здоровья, прав, законных интересов.

То есть, в общем-то, вроде бы как, ограничения наших свобод - это вопрос федерального масштаба.

Другой аспект данного вопроса заключается в том, что все, что касается мер борьбы с «эпидемиями, ликвидация их последствий» - это предмет ведения Федерации и Субъектов совместно, что закреплено в статье 72, части 1, пункте 3 Основного закона страны.

Также важно учесть то, что по закону введение карантина (ограничительных мероприятий) и его отмена на территории РФ - это полномочия РФ (об этом говорит статья 5 ФЗ «О Сан-эпид благополучии населения» от 30 марта 1999 года за номером 52-ФЗ). Ст. 6 и ст. 31 указанного ФЗ говорят нам о том, что то же самое в отношении субъектов РФ - это предмет ведения данных субъектов.

Как на деле

На практике же происходит следующее.

Главы отдельных регионов, наиболее подверженных распространению пандемии (пример: Москва), издают Указы (а это акты более низкого уровня законодательной иерархии, нежели ФЗ) с ограничительными мерами, вносят поправки в КоАПы регионов, и, параллельно, разрабатывают какие-то мобильные приложения тотальной слежки, настраивают видеослежку и прочие атрибуты цифрового порабощения граждан.

Ограничительные меры, которые на практике вводятся в связи с пандемией коронавируса в России, на территории большинства субъектов регионов, - как списаны со статьи 11 Федерального конституционного закона за номером 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». При том, что само чрезвычайное положение на территории РФ или какого-либо субъекта не введено.

В указанной статье 11 мы видим и приостановку (частичную или полную) работы органов исполнительной власти (п.а), и установление ограничений на передвижение, введение специального режима выезда-въезда (п.б), и усиление мер охраны, что вполне логично (п.в), и ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, перемещения товаров (п.г), и ограничение движения транспорта с досмотрами (п.з). Ничего не напоминает? Ну вот хотя бы московские ограничения взять, я писала об этом в статье «Все, что нужно знать об ограничениях в Москве».

А здравый смысл?

Многие из вас, возможно, будут говорить о том, что все, что происходит, пусть и в ущерб правовому порядку, - разумно. На практике правильно действовать именно так, как действуют власти: опережая принятие актов, принимая акты в нарушение установленных законом порядков, работая на предупреждение ЧП, минуя бюрократию...

Но мое личное мнение:

действующее законодательство вполне позволяет делать все то же самое, но в рамках правового поля. А именно: ввести режим ЧП Указом Президента с последующим утверждением СовФедом (или Правительством, которое не далее чем 01.04 получило такие полномочия) и принятие всех необходимых мер на основе Федеральных законов, а не Указов.

Почему не ввели ЧП?

Почему режим ЧП не введён, при этом есть все основания для этого, а также УЖЕ происходят некоторые правовые последствия в виде ограничений для граждан и работы предприятий?

Может быть, ЧП не введено по той причине, что ситуация с коронавирусом не подпадает под понятие чрезвычайной ситуации и не может послужить основанием для введения ЧП...?

Как по закону

Статья №3 Закона о чрезвычайном положении говорит нам об основаниях для введения ЧП. В пункте «б» этой статьи значатся в том числе эпидемии, «...» повлёкшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей «...». То есть налицо все же наличие оснований.

Статья 27 ФКЗ «О чрезвычайном положении» гласит о том, что при введении чрезвычайного положения граждане получают право на возмещение ущерба, который нанесён в связи чрезвычайной ситуацией. Предполагается, что должны будут пойти дополнительные отчисления из бюджета лицам, которые участвуют в ликвидации ЧП - по статье 21 ФКЗ.

Как на деле

То есть, на практике, говоря русским языком

введение ЧП должно повлечь за собой, помимо ограничительных мер, которые мы имеем сейчас, компенсационные меры поддержки населения, бизнеса и экономики страны, которыми на данный момент и не пахнет.

Кроме неких обязанностей по сохранению рабочих мест и заработной платы, смутных отсрочек по налогам и кредитам, никаких мер поддержки мы не видим.

Мы видим только так называемую игру в одни ворота.

А здравый смысл?

С позиции здравого смысла же прошу вас прокомментировать, насколько нормально, по вашему мнению, все, что происходит.