Найти в Дзене
Камилла Нигматуллина

Ловушки общения студентов и преподавателей

Оглавление

«Так вы же нам это не сказали!» и другие ситуации недопонимания, которые возникают на каждом шагу.

найти общий язык, даже если вы говорите на разных
найти общий язык, даже если вы говорите на разных

1. Не установили правила игры

На первом занятии преподаватель обычно рассказывает, как проходит зачет или экзамен, дает список литературы и с места в карьер начинает сыпать новыми терминами. Студент что-то запоминает про желтый учебник и синюю методичку и счастливо убегает в надежде что-то сообразить к концу семестра.

Как нужно:

- преподаватель рассказывает правила посещения занятий, формат сдачи зачета/экзамена, свои (ведь это он будет принимать экзамен!) требования к уровню знаний и сформированности навыков, делится источниками информации, сообщает, когда и в какой форме он принимает задания и вопросы, предъявляет систему учета заданий (например, балльно-рейтинговую систему);

- студент фиксирует требования и незамедлительно сообщает преподавателю, если у него есть проблемы с посещением или выполнением заданий в срок, сразу находит контакты преподавателя и сохраняет их в специальное место, отмечает в календаре важные и ближайшие дедлайны по предмету.

2. Умолчали о важном

У преподавателя в голове множество задач, проблем и информации по разным дисциплинам. Приходя в аудиторию, он не всегда может ясно помнить, чем закончилось предыдущее занятие, с кого и что он должен спросить, дал ли он обратную связь по выполненным заданиям. Студент при этом тоже не фокусируется на том, что он должен сегодня получить на занятии, стремительно убегает с окончанием пары, а на экзамене узнаёт, что не допущен.

Как нужно:

- преподаватель ведет краткий дневник сделанного по дисциплине в хронологическом порядке, ведет учет принятых домашних заданий, начинает занятие с краткого содержания предыдущего, обратной связи и только потом дает новый материал; если он сомневается в том, что все пункты соблюдены, прямо спрашивает у студентов, не осталось ли что-то упущенным;

- студент задает вопрос, если преподаватель пропускает важные пункты, сам интересуется судьбой своего рейтинга и итогов по сделанным заданиям, спрашивает о необходимости отработки пропусков.

вас много, а я одна
вас много, а я одна

3. Истолковали, исходя из своих представлений

Преподаватель, уже 10 лет читающий один и тот же курс, в итоге начинает думать, что студенту тоже многое из материала известно, поэтому упускает какие-то детали, не делает важных связок между теорией и практикой, употребляет жаргонизмы или рассказывает только ему смешные шутки. Студент, не обладающий профессиональным опытом и багажом научных исследований, а только желанием чудесным образом избежать сложностей на экзамене, трактует услышанное, как может, а на вопрос «есть ли вопросы» отвечает вежливым молчанием.

Как нужно:

- преподаватель не стесняется возвращаться к азам, регулярно повторять на лекциях важные тезисы для записи их «в подкорку», толкует термины и жаргонизмы, постоянно задает вопросы «это понятно?» или «что непонятно?»;

- студент осознает, что за 1,5 часа он получает сухой концентрат какого-то знания, который обязательно нужно встроить в контекст и дополнить данными для получения цельной картины, интересуется у преподавателя источниками по вопросу и постоянно почемучкает и не боится выставить себя «дураком», который что-то не понял.

Подписывайся на канал, чтобы прокачивать свои коммуникативные навыки