Найти в Дзене

Жена банкрот, муж банкрот, кому достанется квартира ?

В законодательстве и судебной практике сложилась аксиома — общее имущество = общие долги. Как же это происходит, если один из супругов начал процедуру банкротства, не имея личного имущества. Смогут ли кредиторы и финансовый управляющий удовлетворить требования кредиторов и свои расходы за счет доли в общем имуществе супругов доли банкрота.

К примеру, если квартира банкротом купленная в браке, то по закону считается совместной собственностью супругов (ст.34 СК РФ). Если это единственное жилье семьи, то при банкротстве любого из владельцев оно обладает иммунитетом. Иначе будет, если квартира не последняя недвижимость или находиться в ипотеке.

Согласно Семейному кодексу, один супруг не всегда отвечает по обязательствам другого. Расплачиваться за вторую половину придется в двух случаях: если это было прописано в договоре поручительства, а также если имущества супруга-банкрота не хватает на покрытие долгов. В этих условиях общая недвижимость может быть реализована, а вырученные средства разделят.

Тот, у кого обязательств нет, просто получит свои 50% от цены продажи. Причем не важно, согласен ли человек на сделку. Однако у супруга есть преимущественное право выкупа доли, согласно Гражданскому кодексу.

Интересы второго супруга тут защищены, так как он получает компенсацию за свою долю. Не стоит забывать и об интересах кредитора, который вправе рассчитывать на получение своих денежных средств. Совместная собственность подвергается атакам нечасто, так вытащить имущество оттуда очень сложно, и у кредиторов просто опускаются руки.

Взыскание доли банкрота от общей собственности чаще возможна, если речь идет о возврате кредитов под залог недвижимости. Хотя единственное жилье должника считается неприкосновенным, есть исключение. Недвижимость, купленная в кредит, находится в залоге у банка и может быть взыскана.

Стороны супругов могут проявлять недобросовестное поведение, когда муж заявляет о нарушении его права на долю в общем имуществе, не учитывая, что квартира является предметом залога, а банк является залоговым кредитором в рамках дела о банкротстве его супруги.

На погашение долгов может уйти как вся стоимость ипотечной квартиры, так и половина. Получается, что супруг банкрота рискует и своей долей и если ипотека была оформлена на мужа, а жена выступала как поручитель по солидарной ответственности, то по долгам им придется отвечать вместе. Все средства от реализации ипотечного жилья могут пойти на погашение обязательств. Если же речь идет о субсидиарной ответственности супруга, у которого нет долгов, то у него есть шанс сохранить свою половину от стоимости квартиры. На его долю посягнут, только если средств банкрота не хватит на расплату с кредиторами. Поэтому суды очень часто отказывают в разделе кредитной квартиры, если это единственное жилье.

Закон прямо не предусматривает совместное банкротство супругов. Даже если обязательства у них были общими. Однако на практике одновременное банкротство мужа и жены возможно, когда кто-либо из супругов признавался банкротом ранее, а второй супруг делает это сейчас.

В этом случае квартира, которая находится в совместной собственности, не могла быть включена в конкурсную массу целиком, а квартиру продать по частям маловероятно.

Закон прямо не предусматривает совместное банкротство супругов. Даже если обязательства у них были общими. Однако на практике одновременное банкротство мужа и жены возможно.

Есть мнение, что супругов нужно банкротить по совместному банкротству. Общая процедура оказывается дешевле и быстрее: клиент оплачивает ведение только одного дела, да и споров об очередности погашения долгов не возникает. Но пока решение об объединении таких дел суды принимают по своему усмотрению. Это приводит к тому, что общей позиции у судов нет.

Закон и судебная практика показывают, что банкротство не всегда касается исключительно должника и кредиторов. Как в этом случае могут действовать родственники финансово несостоятельного человека, чтобы защитить свои имущественные интересы?

Брачный договор может урегулировать спорные вопросы по распределению совместного имущества при обращении на него взыскания по банкротству. Заключать брачный договор незадолго до процедуры банкротства подозрительно и может быть истолковано судом как недобросовестность должника, такую сделку могут признать ничтожной.

Расторжение брака начинает процесс раздела имущества, при котором долю каждого супруга можно определить в мировом соглашении или в суде. После развода супруги уже не будут отвечать по долгам друг друга. Но на развод тоже лучше решиться до процедуры взыскания долгов. Когда банкротство в разгаре, решения по разделу имущества принимает арбитражный суд. И определение долей каждого из супругов будет идти по той схеме, которая прописана в законе о несостоятельности. Долю каждого супруга можно определить в мировом соглашении или в суде. После развода супруги уже не будут отвечать по долгам друг друга.

Если супруги производят передачу активов детям или другим родственникам, заключают соглашения об алиментах, обременяют активы долгами, то судья справе признать банкрота недобросовестным и отказать в освобождении от долгов.