Найти тему

Как научить ребенка с аутизмом рассказывать о событиях дня? Наш опыт.

Как любой маме, мне хочется,чтобы мой ребенок делился со мной тем,что с ним произошло в течение дня, а также своими мыслями и чувствами по этому поводу. Но мой сын с РАС долгое время не рассказывал мне о том, как прошел его день или делал это редко, рассказывал совсем немного и часто совсем не то,что интересовало маму! Хотя и этому я очень радовалась, конечно. Часто мне приходилось задавать много наводящих вопросов и "клещами вытягивать" информацию. И только совсем недавно Алмаз научился рассказывать без подсказок, как прошел его день. Конечно, до идеала еще далеко и есть над чем работать. Но ,все-таки, это для нас большая победа! Поделюсь тем, как мы работали над этим навыком и что помогло.

  • Работали и продолжаем работать над навыками пересказа в игре. В конце игры я просила рассказать о том, как мы играли в трех-четырех предложениях. Например: "Сначала, мы собрали машинки из Lego. Потом были гонки. Моя машинка проехала дальше,чем твоя. Я победил!"
  • В школе он ежедневно заполнял(и заполняет) небольшую форму о событиях дня: с кем играл, в каких занятиях принимал участие. Потом обсуждали дома, опираясь на эту форму, во что он играл и что было на занятии.
  • В течение дня мы делали ( и продолжаем делать) фотографии 1-2 занятий, которыми занимался сын в этот день. Это фотографии распечатываются в конце каждого дня, вклеиваются в календарь и служат визуальной подсказкой, якорем, который помогает лучше запомнить и быстрее вспомнить, чем примечателен был тот или иной день. Важно,чтобы это были фотографии как-то выделяющие этот день из череды других: именно эту книгу мы читали, именно этот музей посетили и т.д.
  • В конце каждого дня я составляла текст о том,что произошло в этот день (задавала Алмазу вопросы и составляла текст на основе его ответов). Он читал этот текст перед сном и рассматривал фотографии этого дня.
  • На следующем этапе он сам начал диктовать мне текст, отвечая на опорные вопросы. Я давала ему список вопросов, он читал и отвечал, а я набирала текст и распечатывала ему для чтения. Например: Какой сегодня день недели? Ты ходил в школу? Что ты делал после школы? Что тебе понравилось? Количество вопросов постепенно увеличивалось.
  • Мы решали: хороший был день, обычный или плохой. Для этого мы считали, сколько приятных событий он запомнил, сколько - неприятных. И ,сравнивая цифры, определяли: насколько хороший был день. Сейчас я прошу его еще и показать: насколько приятны или неприятны были те или иные события.
  • Постепенно мы исключили чтение списка вопросов и тексты, теперь он может это делать сам, без опоры на вопросы и текст ( картинки оставили). И также обсуждаем день каждого члена семьи,поощряя его задавать вопросы и вести обсуждение событий дня в более естественном и неструктурированном формате.
  • Сейчас я также спрашиваю у него, какие у него планы на завтра и какой день недели был самым приятным (по опорным фотографиям).

Надеюсь, наш опыт будет полезен и другим родителям.

Автор статьи: Анжела Суйналиева

фото из семейного архива
фото из семейного архива