Найти тему
Кибер на Спортсе

Как Angry Birds стала всенародным хитом

Оглавление

Более 10 лет на свет появилась Angry Birds – один из первых мегахитов эпохи сенсорных смартфонов, ставший гигантской международной франшизой, включающей даже полнометражные экранизации.

Sports.ru вспоминает, как игра про стрельбу злыми птицами из рогаток захватила весь мир.

Последняя фантазия финнов

У финской студии Rovio, существовавшей долгие годы до появления «Птиц», в то время были финансовые трудности. Компания специализировалась на java-играх и работала скорее в убыток. Когда руководство хотело ворваться на стремительно растущий рынок App Store, денег хватало на создание только одной игры.

Свою идею предложил геймдизайнер Яакко Иисало. Скучая дома и проводя время за видеоиграми, он придумал визуальный концепт. Открыв Photoshop, Иисало нарисовал толстеньких мультяшных птиц без конечностей и с хмурыми бровями, которые летят в некие блоки. Тогда еще было непонятно, в чем заключается геймплей игры, но руководству понравился визуальный стиль и персонажи – началось производство.

В ранней версии геймплей сильно отличался: игроку нужно было стрелять птицами по блокам, соответствующих их цветам. Позже от этой условности отказались, а различия птиц обыграли уникальными способностями: синяя разлетается на трое в полете, черная взрывается, желтая ускоряется и так далее.

-2

Также в прототипах не было рогатки, поэтому птиц буквально приходилось швырять пальцами. Большинство тестеров идею не поняли, остальным она просто не понравилась. Затем студия экспериментировала с качелями и даже катапультой – игру даже собирались назвать Catapult. В итоге выбрали самый очевидный вариант с рогаткой, поскольку она лучше всего подсказывала игроку, что от него требуется.

Хоть изначально у Angry Birds не было сюжета как такового, игре требовался антагонист – ими стали зеленые свиньи. Как ни странно, их Иисало придумал спонтанно: нарисовал первое, что пришло в голову, после чего раскрасил зеленым цветом. Он дополнял красный цвет, который символизирует лидера птиц Рэда.

С одной стороны, особого подтекста в выборе врагов не было, но Rovio понравился вариант со свиньями, ведь в 2009 году, когда делали игру, в мире бушевала пандемия свиного гриппа H1N1. Мать Иисало также говорила, что ее сын рисовал похожих свиней еще в 10-летнем возрасте.

-3

Концепт игры получился простым и затягивающим. Геймер натягивает огромную рогатку с птицей вместо снаряда, она летит по точно рассчитанной траектории и, если игрок попал, сносит своей тушкой часть некой конструкции. Столкновения и разрушения при этом просчитываются по физике, так что стрелять стоит не бездумно, а по потенциальным слабым точкам здания.

Важный нюанс: пройти уровни легко, но вот заработать максимальные три звезды за выполнение всех условий смогут только опытные игроки. Таким образом Rovio сделала гибкую сложность, позволив игрокам как бы самим выставлять себе требования. Хотя, понятное дело, желание пройти уровень на 100% соблазняло.

Изначально над игрой работало всего несколько человек, а бюджет ограничили 30 тысячами долларов. Вот только процесс разработки затянулся на 8 месяцев, а траты возросли до 125 тысяч долларов.

Главное, что у Angry Birds были все качества уверенного флагманского проекта: не требующая объяснений механика, популярный в то время упор на взаимодействия с физикой и яркая визуальная составляющая. К тому же игра отлично подходила для сенсорного управления одним пальцем, а из Рэда вышла идеальная иконка приложения.

-4

«Птицы» взлетели не сразу

Первая игра серии и аж 52-я игра компании, Angry Birds, вышла 11 декабря 2009 года для устройств iOS и Maemo. Вторая операционка – очень нишевая платформа, которую использовали 4 планшета Nokia вроде N900. Так что финны из Rovio просто поддержали соотечественников по старой памяти.

-5

В первые месяцы игра стала довольно популярной в Финляндии и некоторых странах Европы, ежедневно разработчики получали 30-40 тысяч загрузок (а значит, проданных копий) – результат умеренно положительный, но не взрывной. В студии есть байка (а может, и реальная история), что за несколько месяцев медленного старта команда почти потеряла веру в проект. Примерно в то же время мама одного из разработчиков случайно сожгла индейку в духовке, потому что слишком увлеклась прохождением Angry Birds – тогда авторы поняли, что не все потеряно.

В июне 2010 года игра заняла первое место уже в мировом рейтинге платных приложений App Store, сместив предыдущий мобильный феномен Doodle Jump. Angry Birds очень долго оставалась в верхушке топа и стала успехом для Rovio.

Что подтвердилось 15 октября 2010 года, когда игра вышла на Android. Там за первые дни ее скачали несколько миллионов раз. Спустя еще год прибыль от Angry Birds достигла 50 миллионов евро.

-6

Rovio постоянно развивала проект. Изначально в игре было всего 63 уровня, но после многочисленных обновлений с новыми эпизодами число миссий выросло до 598. Параллельно игра выходила на все новых платформах, начиная от всех актуальных мобильных устройств и заканчивая PC и домашними игровыми консолями вроде Xbox 360 и Wii.

Не только стрельба из рогатки

Финны строили на франшизу наполеоновские планы еще во время разработки первой игры. В своих бизнес-планах они ориентировались на Nintendo, намереваясь сделать будущий проект не просто хитом, а частью геймерской культурой.

Сейчас по франшизе вышло уже 25 игр, и далеко не все из них – физические головоломки.

Например, были RPG: более классическая Angry Birds Epic и гибрид ролевой игры и головоломки «три-в-ряд» Angry Birds Fight!.

-7

Кроме того, был баббл-шутер Angry Birds POP:

-8

И даже полноценный 3D-картинг Angry Birds Go!

-9

Были и более классические спин-оффы: Angry Birds Rio, Angry Birds Star Wars (и сиквел) и Angry Birds Space. Для последней игры Rovio заключила сотрудничество с NASA: запуск игры отмечали космонавты на реальной орбите Земли – это единственный подобный случай. Необычный коллаб помог привлечь внимание миллионов детей к астрономии и прочим космическим наукам.

Самое оригинальное ответвление серии – Bad Piggies. В этой игре героями становятся те самые зеленые свинки, а вместо разрушения крепостей нужно строить транспортные средства из различных запчастей, чтобы свиньи могли достигнуть пункта назначения.

-10

Rovio так увлеклась кроссоверами, спин-оффами и обновлением классической игры, что полноценный сиквел, Angry Birds 2, вышел только 30 июля 2015 года. За 6 лет бренд не стух: в первые дни игру скачали 30 миллионов раз.

Зависимость от игры испытали многие известные люди: бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, бывший министр обороны США Дик Чейни, игрок NBA Кевин Дюрант, актер Джон Хэмм, Джастин Бибер и не только.

Профессор психологии Марк Гриффитс объяснил, почему Angry Birds так затягивает:

«Поражения по факту воспринимаются почти-победами и вызывают когнитивную фрустрацию. Единственный способ избавиться от этого неприятного чувства – вернутся в начало и сыграть заново».

Иными словами, Angry Birds работает как азартные игры, хотя игроку и не нужно делать ставок.

Автор The Atlantic Александр Мадригал подсчитал, что в среднем американцы в середине прошлого десятилетия тратили на Angry Birds 43 миллиона рабочих часов в год, из-за чего компании не досчитались примерно 1,5 миллиарда долларов ежегодной выручки – эта сумма больше, чем стоимость Rovio.

Не только игры

В игровой сфере Rovio подсматривала стратегию Nintendo, а глобально училась у магнатов вроде Disney и Coca-Cola. То есть изначально хотела сделать но только успешный продукт (игру), но и раскрутить его до вездесущей франшизы. С мерчем, мультфильмами и всем-всем-всем. Компания верила, что Рэд станет таким же популярным и прибыльным персонажем, как Микки Маус.

-11

Параллельно с релизом игр компания выпускала мультсериалы про тех же птиц. Там историю о «хороших птицах и злых свиньях» развили до более-менее внятного сюжета. У птиц появились личности (желтый, Чак, боится молний, а Матильда обо всех заботится), а еще выяснилось, что свиньи – не такие уж злодеи. Просто они живут на одном маленьком острове с птицами и хотят кушать, а ничего питательнее яиц найти не могут.

В 2012 году финский парк развлечений Sarkanniemi открыл большую зону Angry Birds Land, посвященную игровой франшизе.

В Китае официального парка по игре не было, зато там появился очень оригинальный аттракцион: посетителям нужно было выстреливать игрушечными птицами из гигантских рогаток, целясь в большие надувные шары.

-12

В Малайзии открылся целый развлекательный комплекс Angry Birds Activity Park, где в том числе можно покататься на картах.

Канадский технический музей TELUS World of Science в 2016 году добавил целую серию экспонатов, демонстрирующих творческие и научные корни игры.

В 2014 году Rovio заключила контракт с крупным издательством IDW Publishing, чтобы выпустить комикс про злых птиц. Даже у этой серии появился собственный комикс-спин-офф Super Angry Birds, в котором птицы превратились в супергероев с антропоморфными накачанными телами.

-13

Еще в начале 10-х финская компания по производству напитков Olvi выпустила серию газировок с персонажами игры. Всего было 6 вкусов, по каждому на птицу: Tropic, Paradis, Lagoon, Comet, Sunrise, Amazon. Все, кроме последних двух продавались и в России. Как и в случае с переживающей кризис Rovio, газировки «Птиц» дали огромный буст стагнирующему концерну.

-14

В 2016 году Angry Birds добрались до кинотеатров. Полнометражная экранизация стоила 75 миллионов долларов, собрала в мире все 350 миллионов и получила сиквел. Вместе с тем «Птицы» достигли еще одного крупного майлстоуна – по ним вышла серия конструкторов LEGO.

Теперь Angry Birds точно можно считать вездесущей. В конце-концов, серию упоминают как часть современной культуры, а ее герои даже появились в одном из эпизодов «Симпсонов».

* * *
Сейчас Angry Birds уже не такой гиперхит, каким серия была 10 лет назад, но игры продолжают получать обновления и находятся далеко не на дня рейтинга мобильных головоломок. Суммарно игры про злых птиц скачали 4 миллиарда раз – с такими достижениями плавно уходить на отдых все-таки не стыдно.

Кроме невероятных цифр Rovio, в которой еще в 2010 году работало всего 28 человек, получила мало с чем сравнимое признание. Разработчиков из студии финны считают чуть ли не знаменитостями, в Финляндии Angry Birds гордятся так же, как украинцы серией S.T.A.L.K.E.R. Даже Сигеру Миямото, автор The Legend of Zelda, Super Mario Bros., Donkey Kong и прочих вечных хитов признал, что хотел бы быть тем, кто придумал Angry Birds.

Птицы
1138 интересуются