Эта публикация посвящена прикладной теории музыки для гитаристов и является дополнением к статье:
В статье по ссылке речь шла об аккордах их трёх звуков, которые обладают возможностью «вертикального перемещения» по струнам с сохранением интервального состава. Здесь мы пойдём чуть дальше, и обнаружим четырёхзвучные аккорды с подобными свойствами.
Итак, аппликатура большого мажорного септаккорда с основным тоном в басу:
Аккордовые схемы я привожу, как обычно, без указания номера лада, так как эти аккорды можно взять на любом ладу. Например, если на схемах выше представить себе лады IV - VI, мы получим аккорды Amaj7 и Dmaj7 соответственно, а если представить себе лады II - IV — аккорды Gmaj7 и Cmaj7, и так далее. Струны, на которых на схемах нет прижатых звуков, в аккорде не участвуют.
Эти аккорды находятся в мелодическом положении квинтового тона, то есть самый высокий звук каждого аккорда — именно его квинтовый тон. Поскольку квинта в приведённых аккордах является чистой, она может быть пропущена, а сами аккорды таким образом могут быть взяты и в трёхзвучном изложении.
Эти аппликатуры «симметричны» в том смысле, что они вертикально «переносимы» между струнами 6-5-4-2 <=> 5-4-3-1 с сохранением интервального состава (а значит, и класса созвучия).
Ещё один пример таких же «переносимых» аппликатур, теперь малый мажорный септаккорд с основным тоном в басу:
Если на схемах выше представить себе лады I - II, мы получим аккорды F♯7 и B7 (я имею в виду чистое си) соответственно.
Небольшое примечание: наглядно сравнивая эти две пары схем, мы можем отметить, что для перехода от большого мажорного септаккорда к малому достаточно понизить его септиму (и наоборот). Септима этих аккордов в данном случае расположена в «альте», то есть в голосе на струне «через одну» от баса.
Обобщая наблюдения, можем сказать, что любые аккорды, построенные на струнах 6-5-4-2, «геометрически» переносятся на струны 5-4-3-1 с полным сохранением интервального состава, а значит, что-то визуально запоминать нам нужно ровно вдвое меньше.
Кроме вышеприведённых больших и малых мажорных септаккордов, на указанных комбинациях струн можно построить массу разнообразных созвучий, и все они будут так же «переносимы». Это не обязательно могут быть септаккорды, можно построить и трезвучия с некоторыми удвоениями (например, в обращениях), и так далее.
Это свойство объясняется, разумеется, строем нашего инструмента: интервалы между любой парой внутри «наборов» струн 6-5-4-2 и 5-4-3-1 будут сохраняться. Например, интервал большой сексты между струнами 4-2 в первом «наборе» остаётся тем же самым (большой секстой) между струнами 3-1 во втором, и так далее.
Приведённые здесь аккорды могут показаться немного «экзотическими» в том смысле, что их может быть проблематично сыграть скребком медиатора или «боем», так как в них есть пропущенные струны, которые при таком подходе нужно будет специально глушить. Несмотря на это, данные аппликатуры вполне применимы при пальцевом стиле игры, особенно при последовательном звукоизвлечении, то есть в виде арпеджио.
Далее — видео от автора канала с исполнением маленькой прелюдии, в которой постоянно используется одна из приведённых выше аппликатур большого мажорного септаккорда, «Little Prelude VII».
В дополнение хочу сказать, что «аппликатурное мышление» гитариста вообще является существенным и полезным дополнением к любого рода знаниям в области теории музыки. Однако, такой способ мышления может стать и «негативным», если не дополняется никакими другими знаниями.
Читайте также: От основ нотной грамоты к строению аккордов и классификации аппликатур.