Да, такое случается. Православные батюшки периодически рвут отношения с «матерью церковью».
За последние 12 лет более 300 священников добровольно ушли или отстранены от служений в храмах РПЦ. («Ахилла»)
На мой взгляд, чтобы решиться на столь кардинальные перемены, надо обладать немалым мужеством. Служителю культа, не имеющему светской специальности, приходится практически с нуля учиться жить «в миру», осваивать новую для себя деятельность. Ну и, конечно, противостоять моральному давлению со стороны бывших прихожан и коллег.
Причина № 1. Разочарование в политике церкви
РПЦ - государство в государстве. Здесь тоже есть строгая иерархия, бюджет, внутренние налоги, промышленность (свечи, вино, одежда, утварь, продукты питания, инвентарь и прочее), торговля, строительство, имиджевые и социальные проекты, стратегия развития и т.д.
Как в любом государстве, есть те, кто хорошо устроился, те кто работают за идею или деньги, а также трудящиеся, недовольные политикой организации. Большинство из числа последних предпочитают ругать начальство тайком, на кухне. Находятся лишь единицы, которые решаются на открытую критику системы. Понимая, что в одиночку что-то менять бесполезно, они добровольно становятся беженцами из «государства РПЦ». Один из них - протоиерей Андрей Федосов (Самарская область).
Служил более 20 лет на селе. Построил храм. Преподавал в школе основы православной культуры. Позднее стал противником такой «педагогики». В 2018 попал под церковный суд за положительные высказывания о личности В. И. Ленина. Ушёл в 2019. Атеистом не стал. От православия тоже не отказался. Учится на психолога. Официальная причина ухода- неприятие политики Церкви по сближению с государством.
Причина № 2. Утрата веры
Мировоззрение человека меняется на протяжении жизни. Мы взрослеем и перестаём верить в Деда Мороза, в то, что детей находят в капусте, а если съесть семечку с кожурой, то выскочит апендицит...
Среди священников есть люди, которые пытаясь найти доказательства истинности своей веры, погружаются с головой в изучение оппозиционных материалов. Они знакомятся с научными исследованиями, историей возникновения религий, трудами по эволюции животного мира. В какой то момент служитель осознаёт, что его первоначальные убеждения наивны и не выдерживают критики. Таким был богослов, преподаватель духовной семинарии Евграф Дулуман, ставший убеждённым атеистом. А на днях порвал отношения с религией питерский священник Владислав Анцибор.
Влад отдал Церкви 25 лет. Был деканом факультета иностранных языков в Духовной академии. Построил храм. Служил настоятелем. Сейчас считает РПЦ большой тоталитарной сектой. Себя теперь позиционирует как деиста.
Увидел мифологичность своего мировоззрения. Понял, что это определённая, ни на чём не основанная картина мира. (Из интервью «Фонтанка.ру» от 30.03.2020)
Причина № 3. Разочарование в догматах и канонах РПЦ
Христианство, как известно многолико. Одна Церковь признаёт иконы, другая отвергает, одна почитает мощи, другая нет, одна крестит младенцев, другая только людей сознательного возраста. Также и с Троицей, с таинствами. Некоторые батюшки со временем находят для себя более привлекательным служение в структуре другой христианской общины. Кто-то уходит от протестантов к православным и наоборот. Отец шестерых детей Сергей Журавлёв служил в РПЦ с 1988 по 1996 годы
Сейчас Сергей является архиепископом реформаторской православной церкви Христа Спасителя. Критикует каноны и догматы РПЦ, в частности иконопочитание, молитвы святым и Богородице. Русская церковь, в свою очередь, считает его раскольником и сектантом.
Спасибо за внимание!