Найти в Дзене
Прогульщик

Полезные материалы для битмейкеров. бесплатный софт

Оглавление

Хочешь писать музыку, но не знаешь с чего начать?
Уже пишешь но не знаешь куда двигаться?

А еще ты не любишь пиратить, а писать хорошо музыку хочется?
А еще ты не любишь пиратить, а писать хорошо музыку хочется?

- Тогда эта статья для тебя, тут и софт и вся инфа, а главное БЕСПЛАТНО!

Предысловие

Вспоминаю себя в 2015, когда только начал заниматься музыкой. Информации было не то чтобы было мало — было сложно понять, где её достать (возможно, в силу возраста). Я смотрел ранние видосы от Medialife и Школы Битмейкинга, слушал весь "мейнстрим", который успевал выхватить где-нибудь на NR и думал, как же научиться делать биты, как делал их plastik prod. На этом мои музыкальные познания заканчивались.

Сейчас, спустя 5 лет, я понимаю, насколько важным был каждый мой шаг. Было трудно, но я всё-таки достиг какого-то уровня. Недавно я задумался:

«А что, если сейчас где-то сидит такой же парень лет 11 и не знает, что ему делать? Какими будут его шаги?»

Не знаю, читатель, что там насчёт твоего возраста, но если ты так же, как и я 5 лет назад, не знаешь, с чего начать, ищешь какую-то информацию и глотаешь её, как твой дед глотал свежий воздух на курорте, то ты определённо по адресу. Да и продолжающий музыкант сможет найти тут что-то новое. От слов к делу.

/kit start для новичков

В этой статье я решил собрать все ресурсы, которые я так или иначе использую в музыкальном производстве. Так вышло, что всё это бесплатно. Можно сказать, что это некоторый /kit start в музыке (наиболее плотно в этой статье задет битмейкинг, но, я думаю, музыка, в конце концов, не имеет границ, и увлечение битами в начале твоего творческого пути легко может перерасти во что-то большее). Тут будут представлены видеокурсы, источники с семплами, драм киты, виртуальные инструменты и плагины. Безусловно, эта информация не является истиной в последней инстанции — это лишь мнение автора. Информация актуальна на момент написания статьи.

Видеокурсы

Почему я начал именно с теории, а не с практики? Я считаю, что современный формат преподнесения этой самой теории (YouTube) уже несёт в себе практику, и от правильных видеокурсов можно приобрести практическую пользу. Безусловно, читать книги по теме куда полезнее, но кто из нас готов это делать, когда можно посмотреть видосик на ютубчике лол?

Александр Зилков
Александр Зилков

Это канал о музыке и не только. Наиболее этот автор известен своим циклом видеороликов «Теория музыки по-пацански» - в нём он простыми языком объясняет что из себя представляет теория и как её можно применить в повседневной жизни.
Как ни крути но
однажды всёравно прийдешь к изучению теории и кто как не Александр тебе с этим поможет?) Да они сложны к пониманию, но когда настанет время и ты дорастёшь до них - твой мир перевернётся с ног на голову.

Хочешь узнать как выглядит бит какого-нибуть бэгнера?
Хочешь подчерпнуть для себя что-нибуть новенькое?
Может ты давно хочешь попробовать писать
в разных стилях?
Тогда.. То, что доктор прописал!!!
 Иван Юрченко
Иван Юрченко

Иван весело и понятно показывает битмейкинг на практике. Он на деле рассказывает о том как написать: свой первый бит; бит стиле исполнителя; рассказывает как развить творческую сноровку и улучшить свою музыку; регулярно проводит стримы где даёт советы.
Безусловно, не стоит им ограничиваться, существуют пожожие каналы, такие как: Школа Битмейкинга, Beatmaking Guru, Slava Marlow, David Beats. Но для
новичков я бы не рекомендовал их к просмотру чтобы не затуманить свой взор на музыку в целом.

  • Бесплатные курсы от Wikisound
-4

Речь идёт о курсах по компрессии, алкализации и пространственной обработке микса. Это лучшие бесплатные курсы по сведению на русском языке (уровень платных крусов до 400$). Так же, как и с видеороликами от Нескучный Саунд, может потребоваться время и практика в написании музыка, пока поймешь что тебе нужна эта информация. Изучив технические сложности у тебя уже сформируется представление о музыке, а с опытом этот конструктор будет заполняться.

Александр Орионов
Александр Орионов

Вторые по важности видосы по сведению.
Обновляют и улучшают знания полученные от Wikisound.
Автор интересно показывает
сведение на практике.
От себя порекомендую видео
про сведение и уровни громкости.
Знания опытного звукорежиссера на вес золота.

Адам Нили
Адам Нили

Известный зарубежный блогер, рассказывающий про теорию музыки. Включил в список, потому что сам Александр Зилков (автор канала «Нескчуный Саунд») рекомендовал к просмотру. Много интересных тем (пример: микротональный lo-fi hip-hop).

Минутка рекламы лучшей DAW на свете.
Англоязычные, но самые подробные курсы по ней.
Не стоит надеяться, что поймёшь
Reaper с первого раза,
но если поймёшь - то постигнешь Дзен.
Если же пользуешься FL Studio, то только -
IY Beats.

Руководства и инструкции
Ниже мы рассмотрим плагины, к которым часто прилагаются руководства. Их, на самом деле, важно и нужно читать. Это даст тебе понимание работы конкретного прибора, что ускорит его освоение и упростит его применение.

Семплы

     Пластинка крутится, семпл мутится.
Пластинка крутится, семпл мутится.

Важная часть хип-хопа. Если углубиться в историю, семплирование положило жанру начало, и владеть этой техникой тоже важно. Кроме того, вначале нарезать чужую мелодию проще, чем написать свою. Хочу также сказать, что семплировать надо уметь: без креативного подхода оно рискует граничить с воровством.

Твои семплы многое говорят о тебе и твоём музыкальном вкусе, поэтому искать семпл надо бы в своей фонотеке, но вот за что я люблю хип-хоп, так это за то, что битмейкеры, сэмплируя различную музыку, в рамках одного жанра знакомят нас с кучей других.

Вообще, прадеды битмейкинга делали это на виниле, плёнке и чуть позже на MPC, деды битмейкинга делали это на FTP-серерах, торрентах или в Soulseek, отцы собирали всё это на форумах или сайтах типа WhoSampled, а сейчас мы имеем то, что имеем: ВКонтактик и Ютубчик.

Группы ВКонтакте

Именно отсюда лучше начинать путь семплирования. Это легко и просто: пользователей много, групп тоже, поэтому обмениваться музыкой можно быстро и без забот (спасибо VkOpt-у за это). Вообще, клубов по интересам в ВК существует много, и группы/плейлисты с семплами появляются почти каждый день.
Ниже приведен список групп где можно искать и брать комопзиции для семплирования

  • Я знаю этот семпл (и что с того?) (и ты теперь знаешь)
    Один из самых крупных пабликов по теме (правда, посты там не самые частые). Удобно, что они имеют формат оригинал + семпл(ы): так можно понять, что любит семплить конкретный артист, или что любят семплить в каком-либо жанре.
  • ЧТО ЗА СЭМПЛ, БРАТАН? ϟ ЧЗСБ
    Как они сами про себя пишут,
    «Самое непосредственное музыкальное издание из ныне существующих», и в этом есть доля правды. Посты там реально каждый день, многие из них — жемчужины.
  • Memphis Tapes
    Лучший группа по жанру. Если хочешь погрузиться в глубины Мемфиса, ну или хотя бы просто найти, какую бы акапеллу срезать, то тебе сюда. Посты - жемчужины также присутствуют.
  • E:\music\ и его братья
    Эти паблики уже больше о музыке в целом, чем о семплировании в частности, но пополнять свою музыкальную базу нужно разными способами. Уникальность в том, что админы создали паблики по тем жанрам (и даже микрожанрам), о которых ты ещё не слышал, поэтому в этой сети пабликов можно найти очень много с самой разной музыкой.
  • МУЗЫКА ДЛЯ СЭМПЛИРОВАНИЯ
    Уникален тем, что посты там часто делают битмейкеры для битмейкеров (а всё потому, что в таком случае можно пропиариться на 29 тыс. человек, указав в посте ссылку на свой паблик).

Плейлисты на YouTube

Тысячи их. Достаточно просто набрать в поиске "samples" и отфильтровать плейлисты. Удобно, если музыка в ВК вас чем-то не устраивает (правда, в этом случае стянуть семпл чуть труднее, чем в ВК). Делюсь теми, которые понравились мне:

Драм киты

Драм машины. Вот они, слева направо:

Ну просто притча во языцех! Все друг у друга спрашивают, какими китами кто пользуется, качают их гигабайтами с Reddit, пиратят известные киты и так далее. По сути же большинство китов являются видоизменением звуков драм-машины Roland TR-808, и чисто теоретически их может хватить. Безусловно, каждому своё, на мой взгяд вот самые полезные:

  • Семплы от Bedroom producers Blog
    Конкретно я говорю о китах
    606, 808 и 909 драм-машин, но у них есть и другие работы. Семплы распространяются как в виде .WAV файлов, так и в виде библиотек для Kontakt. Примечательно, что внутри китов есть как чистые звуки (Direct Input сигнал), так и «обработанные» лентой семплы (чуваки записали все ваншоты на реальную потрёпанную кассету, а потом переписали с деки обратно, что придало им аналоговой теплоты).
  • AKAI S900 KITS
    Звуки
    аналогового 12-битного семплера.
  • BITMEJKERSKAYA - All We Need (Drum Kit)
    Кит от известного паблика, сделанный в сотрудничестве с
    AOM. Реально есть почти всё, что нужно.
  • ProdbyJack - Apollo (Drum Kit)
    Довольно типичный кит, но я включил его сюда из-за его
    перкуссий и наличия в нём различных фраз и диалогов из кино.
  • LIL PEEP DRUMKIT
    Составленный добровольцами кит
    в стиле Густава. Внутри неплохие трэповые ударные, различные семплы (пэды, field recordings и так далее) и пак с lo-fi ударными.
  • purple kit 2.0
    Неплохой кит для
    минималистика с лупами внутри, что позволяет сделать бит за считанные минуты (автор статьи не поддерживает такое отношение к музыке и не любит лупы с Looperman).
  • Easy, Angel (Drum Kit)
    Легендарный кит от того же AOM. Был неоднократно использован Славой Мэрлоу, в том числе на
    Первом канале.
  • TM88 Nightmare Drum Kit - THP
    Кит в стиле известного TM88. Обычный, но в нём есть
    неплохие 808.
  • XXXTENTACION DRUM KIT
    Очень неплохой кит
    в стиле Джасея.
  • Wu-Tang Clan Drums
    Жирный и грязный кит. Реально много ваншотов внутри. Подойдёт для lo-fi, boom bap и прочего андера.
  • x.shulz lofi kit
    Наверное, самый
    известный (и оттого слишком часто используемый) кит. Почти каждый, кто пишет lo-fi, использовал его.
  • the esso box vol.1
    Неплохой
    lo-fi кит. Внутри хорошие лупы шейкера.
  • DDGANG Drum Kit
    Минутка саморекламы.
    Наш кит. Типичные барабаны, приятные FX-ы, Impact-ы. По сути своей является сборником лучшего из бесплатных китов от Cymatics.

Плагины

Эти штуки являются неотъемлемой частью работы музыканта в наши дни. Если раньше ты мог просто хорошо играть на инструменте и прийти в студию, где звукоинженеры сделали бы всю работу за тебя, то в нынешних условиях комнатного продакшена нужно уметь создавать необходимый звук самому. В этом нам и помогают VSTi и VST-плагины. Поговорим о них по очереди

VSTi (виртуальные инструменты)

Когда устаёшь резать чужую музыку на семплы и хочешь написать что-то своё, эти ребята тут как тут. Как и с семплами и драм китами, тысячи их. Назову лучших представителей бесплатного сегмента.

  • LABS
    Серия бесплатных инструментов от известной компании Spitfire Audio. К её созданию приглашаются различные музыканты и эксперты своего дела. Ребята в Лондоне записывают различные
    живые инструменты и дают нам возможность использовать всё это безвозмездно. Качество инструментов высокое, коллекция пополняется часто (пока писал статью, зашёл на сайт и увидел, что за то время, в течение которого я не проверял обновления библиотеки, выпустили трубы и винтажное пианино). На момент написания статьи в библиотеке LABS присутствует 24 инструмента (они занимают у меня 8 гигабайт дискового пространства), среди которых я особенно выделю колокольчики, струнные, модулированные клавишные, пэды, барабаны, хор, электро пианино, музыкальную шкатулку и «мягкое» пианино. Из недостатков отмечу лишь необходимость регистрации аккаунта, на который вам руками придётся добавлять все инструменты с сайта через программу-клиент, и некоторую нестабильность (возможно, это связано со слабостью моего ПК, но этот плагин нередко роняет мне DAW).
  • Dead Duck Free Instruments Bundle
    Коллекция синтезаторов от энтузиаста. Набор состоит из субтрактивного синтезатора, FM-синтезатора, акустического пианино и просто шикарной эмуляции
    Rhodes Piano. Плагины очень лёгкие (как в понимании, так и в потреблении ресурсов ПК).
  • Плагины от DSK Music
    Много
    разных инструментов. Я выделил для себя их хор, струнные, музыкальную шкатулку и эмбиент инструменты.
  • Инструменты от Ample Sounds
    Акустическая гитара, бас-гитара и глюкофон.
  • Surge
    Самый
    мощный бесплатный синтезатор с кучей пресетов к нему. Находка для тех, кто крутит звук сам.
  • Helm
    Интересный синтезатор. Имеет красивый понятный
    интерфейс и чистый звук.
  • TAL-NoiseMaker
    Синтезатор для
    саунд-дизайна.
  • Dead Duck Deducktion
    Простой и
    приятный синтезатор от того же энтузиаста. Имеет много пресетов и тем оформления. Как и младшие братья, очень лёгкий.
  • Synth1
    Самый
    старый синтезатор, чем-то похожий на серию аналоговых синтов
    Nord Lead. В списке потому, что к нему за всё время его существования сделали
    очень много пресетов (больше, чем к Surge, Deducktion и Helm вместе взятым). Отпугивает своим внешним видом, но если ты любишь пощёлкать пресеты, то попробуй послушать все пресеты к этому синтезатору, и ты перестанешь это делать :-).
  • Oxe FM Synth
    Лучший из
    FM-синтезаторов. Не блещет внешним видом, но имеет большие возможности синтеза и много пресетов, которые тебе будут от него нужны.
  • OB-Xd
    Шикарная эмуляция винтажного аналогового синтезатора
    Oberheim OB-X, который в своё время использовали Квины, продюсеры Мадонны, Жан-Мишель Андре Жарр и многие другие.
  • GTG 44 S
    Жирный аналоговый синтезатор.
  • Keyzone Classic
    Одни из адекватных бесплатных
    фортепиано. Особенно отмечу пресет Yamaha Grand Piano - отличное звучание (лучше только тяжеловесы из LABS).
  • Pling4
    Различные
    струнные. Звучат слегка игрушечно, но поэтому они и в списке.
  • MT Power Drum Kit
    Хорошая
    ударная установка с готовыми партиями внутри. Не так сильно настраивается, как барабаны от Стивена Слейта, но зато меньше любят есть оперативу и процессор и запускаются в 32-х битных системах. Из недостатков - при каждом запуске появляется заглушка с просьбой купить полную версию (которая ничем, кроме отсутствия этой заглушки, не отличается), которая не даёт барабанам звучать, пока не закроешь её.
  • AREX 2011
    Отличная эмуляция легендарной винтажной драм-машины
    Yamaha RX11, более всего знакомой нам по альбому «Группа крови» группы Кино.

VST эффекты

     Это раньше сведение было таким...
Это раньше сведение было таким...

И вот ты написал свой бит (или песню - не важно). Выразился музыкально, вложил в музыку всего себя и так далее. Слушаешь — что-то не то. Вроде и партии красивые, и структура трека выдержана, а в совокупности звучит хуже, чему у твоих любимых артистов. И тут в чат входит «страшное» слово «сведение». На самом деле, не такое уж и страшное — вспомни про курсы, которые я советовал в начале статьи.

В этом процессе участвуют плагины - эффекты — различные приборы, изменяющие звук тем или иным образом. В целом, их можно разделить на три-четыре группы: частотная обработка, динамическая обработка и пространственная обработка. Отдельно можно выделить мастеринговые приборы, но в процессе мастеринга участвуют приборы с той же сутью, что и перечисленные выше, поэтому нет «волшебного плагина, который сделает мне хорошо», тем более если его надо вестить на мастер. В таком порядке их и разберём.

Готовые решения

Начнём с пакетов плагинов, которые несут в себе решения «всё в одном». Прими во внимание, что в них реально много плагинов, и когда мы будем разбирать каждую категорию отдельно, некоторых плагинов там может не быть, потому что они уже есть в наборах (например, в качестве эквалайзера я использую ReaEQ, компрессоры у меня тоже в ходу в основном из ReaPlugs).

  • MFreeFXBundle
    Пакет из 37 плагинов, претендующих на статус «
    профессиональных». Бесплатная версия пакета имеет ограничения: нельзя изменять размер окна плагинов (при попытке сделать это сразу же откроется браузер со страницей покупки), анализаторы не имеют некоторых функций для анализа трека целиком, внутри плагинов нельзя добавлять, удалять или изменять пресеты, отсутствует апсемплинг и в интерфейсе присутствует большая красная напоминалочка о том, что неплохо бы купить плагины, но всё это не так важно. Это отличные плагины, которые прекрасно звучат. Многие положительно отзываются о них. Их главный недостаток — бóльшая прожорливость, чем у конкурентов.
  • GVST
    Пакет из 32 плагинов (в том числе двух простых синтезаторов), главной особенностью которых является, на мой взгляд,
    низкое потребление ресурсов при высоком функционале. А весит этот пакет менее 10 мегабайт.
  • Dead Duck Free Effects Bundle
    Пакет из 26 плагинов от уже знакомого энтузиаста.
    Простой внешний вид, ожидаемый функционал, низкое потребление ресурсов. Правда, один из них зачем-то уронил мне весь компьютер, но это было один раз и больше не повторялось.
  • ReaPlugs
    Плагины из лучшей DAW в мире
    Reaper. Среди них мне очень нравятся компрессоры (как простой, так и мультибендовый), эквалайзер и различные JS эффекты — небольшие плагины, написанные на скриптовом языке, которые, несмотря на отсутствие привлекательного интерфейса, несут в себе самый разный и притом исчерпывающий функционал. Весят мало, потребляют ещё меньше.

Частотная обработка

  • TDR Nova
    Прекрасный
    динамический эквалайзер.
  • P-T-Q
    Эквалайзер типа
    Pultec. Не сатурирует сигнал, но обладает характером эквалайзеров такого типа. Часто применяется для «раскрашивания» звука ввиду натуральности кривой эквализации.
  • TDR VOS SlickEQ
    Аналоговый трёхполосный эквалайзер. Присутствует 4 режима работы и сатурация сигнала. Имеет свой характер, часто применяется на мастере.

Динамическая обработка

Сюда же я отнёс сатураторы-дисторшны-фуззы, хотя это вопрос спорный.

  • Couture
    Transient processor. Отличный инструмент для работы с динамикой звука.
  • Lisp
    Де-эссер. Умеет работать в полуавтоматическом режиме, сам определяя сибилянты.
  • Voxengo Tube Amp
    Неплохой
    сатуратор. Крутится в диапазоне от «лёгкой», тёплой сатурации до фузза. Имеет гитарные корни, что придаёт ему винтажности.
  • IVGI
    Сатуратор-дисторшн. Его особенностью является то, что он влияет на звук по-разному в зависимости от уровня входного сигнала. Крутится в очень
    больших диапазонах.
  • FuzzPlus3
    Фузз с винтажным гитарным характером. Имеет приятный интерфейсв, прост в обращении.
  • CamelCrusher
    Дисторшн/компрессор/фильтр. Легендарный плагин для жирного перегруза. Самым частым его применением является
    перегруз кика или баса, в чём этот плагин хорош.

Пространственная обработка

  • OrilRiver
    Очень качественный
    алгоритмический ревербератор. Хорошо настраивается. Удивительный факт: разработчик плагина — украинец.
  • Dragonfly Reverb
    Прекрасные open source ревербераторы (рум, холл, плейт и инструмент для работы с ранними отражениями). Самые частые гости в моих проектах.
  • TAL-Reverb-4
    Очень
    тёплый ревербератор с аналоговым, винтажным характером.
  • Gimmerverb
    Шиммер. По-моему, единственный из бесплатных.
  • Cocoa Delay
    Один из самых
    гибких дилэев.
  • Svep
    Красивый и лёгкий фэйзер/флэнжер/хорус.
  • A1StereoControl
    Функциональный стерео
    расширитель.

Мастеринг

Вообще, вокруг этого процесса много недопонимания, поэтому вот отличный видос на тему. В этой связи сразу список плагинов:

  • VladG Limiter №6
    Не просто лимитер, а целый
    мастеринговый комбайн: RMS компрессор, пик-лимитер, лимитер высоких частот, клиппер и ISP лимитер. Короче, крутая штука. Охотно заменит тебе крутой и тяжёлый Ozone.
  • SN03/SN03-G Tape Recorder
    Эмулятор
    кассетного звучания. Прекрасно заменит какой-нибудь RC-20 Retro Color и ленточные насыщалки от Waves. Самое важное, но не единственное - ручка Hiss, которая и подмешивает в микс шум.
  • iZotope Vinyl
    На мастер его повесит, пожалуй, только отчаянный лоу-фаер, но раз предыдущий плагин в этой категории, то и этому тут место. Прекрасно ложится на семплы и инструменты, позволяет достичь
    уникального старого звука.
  • Voxengo SPAN
    Известный
    анализатор спектра.
  • ISOL8
    Удобный инструмент для отслушивания определённых
    частотных диапазонов микса.
  • Youlean Loudness Meter
    Удобный
    измеритель громкости. Показывает значения в LUFS, что необходимо при мастеринге.
  • Плагины от dblue
    Больше относятся к креативу, чем к мастерингу, но чаще всего располагаются битмейкерами на мастере, поэтому они здесь. В пакете
    Glitch 1.3 (уникальный процессор эффектов), биткрашер, стретч и Tape Stop.

Заключение

Музыку сейчас делать проще, чем раньше, и инструментов для этого много. Важно искать свои и использовать то, что нравится. Если тебе удобно использовать взломанный бандл плагинов FabFilter - используй.
Я лишь хотел тебе показать, что на старте можно обойтись и free-софтом.
Достаточно лишь захотеть, а все остальное прийдет в процессе!

Благодарю за то что уделил время на чтение этой статьи, надеюсь тебе это действительно пригодится!)

Материал взят из DDGANG
Поддержите ребят подпиской!) Ну и на меня подпишитесь, думаю выпущу парочку инетерсных статей)