Блестящая польская концертная гитаристка Katarzyna Smolarek известна своей захватывающей виртуозностью и великолепными интерпретациями. В дополнение к обучению в «Моцартеуме» в Австрии и концертированию по всей Европе, Katarzyna была удостоена более 20 международных призов за очень короткий период времени.
Когда вы начали играть и почему? Или, что привлекло вас к гитаре изначально?
Я начала играть на гитаре, когда мне было 8 лет. Мои родители просто записали меня в музыкальную школу, и я думаю, что в то время никто не ожидал, что я стану профессиональным музыкантом. Со временем у меня проявилась любовь к музыке, и я решила посвятить ей свою жизнь.
Какие гитаристы оказали на вас наибольшее влияние?
Определённо все мои учителя: Lidia Przyłęcka, Ryszard Bałauszko и Marco Tamayo, я считаю их всех замечательными музыкантами, преданными учителями и замечательными людьми.
Какими записями вы больше всего гордитесь?
На самом деле, в своей жизни я ещё не сделала много записей (но я над этим работаю!). Я, безусловно, больше всего горжусь своими недавними видео, снятыми в Siccas Guitars.
Видео «Katarzyna Smolarek plays Fugue BWV 1001 by J. S. Bach on a 2011 Jochen Rothel».
Как много вы занимаетесь? Вы структурируете свою практику каким-то конкретным образом?
Продолжительность моих занятий варьируется в зависимости от многих факторов. Я обычно тренируюсь около четырёх часов в день, но эта цифра увеличивается перед концертами или соревнованиями (или сейчас, из-за карантина). С другой стороны, я занимаюсь меньше, когда провожу время со своей семьёй или путешествую, а также беру выходные, чтобы расслабиться и «перезагрузиться».
Обычно после того, как я заканчиваю заниматься вечером, я составляю план на следующий день, чтобы мои занятия были сбалансированными, и я ничем не пренебрегла. Если у меня есть целый день, мне нравится разбивать его на две сессии: утром и днём, по 2 - 3 часа, с перерывом на обед и некоторыми другими занятиями.
Есть ли какие-то аспекты гитары, над которыми вы всё ещё работаете?
Я думаю, что всегда есть место для прогресса, поэтому в этом смысле я могу сказать, что работаю над каждым аспектом гитарного исполнения. Я не думаю, что у меня когда-нибудь возникнет ощущение, что мне не над чем работать, и я думаю, что это хорошо. Постоянное стремление к художественному совершенству приносит инновации и жизнь в искусство.
Вы не спеша разучиваете музыку или имеете специальную технику, которая помогает ассимилировать музыку в память?
Это зависит от пьесы и ситуации. Обычно я стараюсь выучить пьесу по памяти как можно скорее, чтобы полностью сосредоточиться на музыке. Иногда музыка требует усилий для запоминания, иногда запоминание происходит естественным путём после нескольких дней воспроизведения.
Тем не менее, время от времени я пересматриваю партитуру, потому что со временем некоторые детали могут рассыпаться. Я также удостоверяюсь, что пьесу помнят не только мои пальцы, но и мозг, другими словами — я помню ноты, а и не только движения. Чтобы сделать это, я играю предельно медленно, сосредотачиваясь на каждой ноте, или проигрываю пьесу в уме, не прикасаясь к гитаре.
У вас есть любимое упражнение, которое вы используете для разогрева?
Мне нравится играть пару упражнений с легато и гаммами. Тем не менее, я не фанат тратить много времени на разминку, так как для меня конечная цель — быть готовым к исполнению без необходимости выполнять серию технических упражнений. Иногда мы оказываемся в ситуациях, когда у нас нет возможности разогреться перед концертом, и я считаю, что качество нашей работы не должно подвергаться риску в таких ситуациях.
У вас есть какие-нибудь предконцертные ритуалы?
Не особо. Очевидно, что важно хорошо отдохнуть и хорошо поесть, но я бы не назвала это ритуалом. Опять-таки, опасно иметь определённые «ритуалы». В ситуациях, когда мы не сможем их выполнить, мы можем в результате потерять уверенность на сцене.
Видео «Salzburg Guitar Fest 2017 / Preliminary Round / Katarzyna Smolarek».
Ваш совет молодым игрокам?
«Решайте проблемы, а не отчаивайтесь». У меня складывается впечатление, что многие не умеют тренироваться. Они думают, что повторение является ключевым моментом, а когда пьеса всё ещё «не работает» после 100-кратного повторения, они говорят, что «эта пьеса слишком сложна», «я недостаточно хорош» или «мне нужны месяцы и годы». Нет ничего хуже такого подхода.
Занятия должны быть направлены на конструктивное решение проблем. Если что-то не работает, мы должны точно сказать, почему, и чем точнее наш ответ, тем лучше. Мы должны в высшей степени осознавать наши движения и наш выбор. Таким образом мы можем добиться прогресса намного быстрее, нежели бездумно повторяя...
Какой репертуар вы считаете необходимым для студентов?
Я бы не сказала, что есть какие-то конкретные пьесы. Однако, в настоящее время мы склонны искать неизвестные произведения, делаем собственные транскрипции или заказываем новую музыку. Я нахожу это замечательным, однако, будучи студентами, мы должны сначала ознакомиться с традиционным репертуаром. Это облегчит нашу жизнь как исполнителей, так и учителей.
С какими записями должен быть знаком каждый молодой гитарист и почему?
Что я нахожу чрезвычайно полезным, так это прослушивание множества записей одного и того же произведения и сосредоточение внимания на различиях. Это помогает понять разные возможные способы мышления в одном и том же музыкальном произведении.
По материалам публикации (англ.).