Время вождения автомобилей "Москвич" стремительно заканчивалось. Марка старела, а я взрослел, как человек и как водитель. В стране были не самые лёгкие времена, шёл 1996 год. Военнослужащие в то время не получали зарплату месяцами, спасали только продовольственные пайки. Но жить и развиваться хотелось, не только профессионально, но и с точки зрения автомобилиста.
В закрытых гарнизонах в то время тоже были авторынки - небольшие, стихийно организованные. В нашем гарнизоне проживало много военнослужащих из бывших союзных республик, а ныне - независимых государств и многие из них приехали в гарнизон на своих автомобилях. В один из дней, проезжая через центральную площадь, я увидел её, белоснежную "Таврию" ЗАЗ-1102 в идеальном состоянии. Конечно она была очень молода по сравнению с теми автомобилями, что у меня были ранее, "Таврюхе" было "всего" четыре года. Меня не смутили номера иностранного государства на автомобиле. В те годы было сложно до конца осознать, что единого государства нет, да и как работают законы толком никто не понимал. Поэтому многие "покупали по доверенности" автомобили прямо в гарнизоне, не задумываясь о последствиях и спокойно перемещались на них, как минимум по Северо-Западу России.
Таврия помогала мне ежедневно. Возила на службу меня и товарищей-сослуживцев, в выходные вывозила в крупные населённые пункты за покупками. В тяжёлых погодных условиях Заполярья машина показала себя очень не плохо. Небольшой расход топлива АИ-92, хорошая проходимость по снегу (за счёт плоского днища), неплохая вместимость - всё это очень выручало молодого семейного человека в те не простые годы. По поводу проходимости автомобиля зимой знаю не по наслышке. Вспомним, что "на дворе" 1996 год, зарплату платят "как-нибудь", но не смотря на это на любимую "Таврюху" была куплена на Мурманском рынке пара бу шипованных колёс. Только пара, на ведущий передок, т.к. четыре шипованных колеса - это неслыханная роскошь. Вперёд, на шиномонтаж и, о - чудо, я могу ехать достаточно уверенно по укатанным снежным дорогам. Но в сложных условиях Заполярья существуют такие погодные изыски, как: внезапный снег в большом количестве, перемёты на дорогах или неожиданная оттепель. Мурманская область - это сплошные холмы, а дороги, естественно повторяют профиль земной поверхности. Были ситуации, когда множество машин скапливалось у сложного подъёма и никто не мог заехать. Применив смекалку и инженерный расчёт (ведь Интернета тогда не было в сегодняшнем понимании), я решил, если двигатель впереди и давит на переднюю ведущую ось, а шипованной резины не хватает, чтобы вытянуть автомобиль в гору, почему бы не развернуться задом и не выехать в гору таким образом. Мой расчёт оказался верен и с некоторых пор, наблюдая впереди затор перед въездом на гору, сразу разворачивался задом, включал "аварийку" и в считанные минуты оказывался на верху склона. Сразу скажу, что, не претендую на звание замого умного и многие из опытных автомобилистов наверняка знали этот "фокус", но он был применим почему-то только к "Тавриям". Владельцы "восьмёрок" и "девяток", да и других переднеприводных автомобилей не могли повторить такой маневр. Видимо плюсом была идеальная для такой ситуации развесовка "Таврии".
Свой автомобиль называл ласково "Таврюхой" за покладистость и надёжность. За три года эксплуатации машина потребовала только один раз заменить рулевую рейку и ещё у неё был один "прикол" - она очень любила "кушать" резину, если хоть немного сход-развал был сбит. Но об этом я узнал в дальней (очень дальней дороге), о которой расскз в следующей части....