И вновь с вами моя книжка "Мемасики временных лет", в которой мы расследуем, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения. Сегодня мы с вами поговорим о крылатой фразе "В Багдаде все спокойно".
Вы скажете - ну а здесь-то что непонятного? Советский фильм-сказка "Волшебная лампа Алладина", хоть и вышел довольно давно - более полувека назад, в 1966 году, но все советские годы не сходил с экранов телевизора, да и сегодня показывается достаточно часто. Фраза "В Багдаде все спокойно" является лейтмотивом этого фильма, а в конце все герои еще и песню поют, состоящую исключительно из этой фразы. Стоит ли удивляться, что фраза стала поговоркой, авторами которой следует признать сценаристов фильма Виктора Витковича и Григория Ягдфельда.
А я с вами соглашусь и даже добавлю, что популяризации афоризма немало способствовали во-первых, музыканты. Одноименный альбом группы "АукцЫон" вышел в 1989 году на фирме грамзаписи "Мелодия" тиражом 40 тысяч экземпляров.
Правда, куда более популярной стала песня «В Багдаде всё спокойно» группы «Кар-мэн», которая в 90-х звучала из каждого утюга.
Ну, и, конечно же, активнейшим образом в пропаганду поговорки вложились политики, в первую очередь - американские. Две иракские войны привели к тому, что российских СМИ чуть не каждый день писали что-нибудь вроде "После взрыва офиса Красного Креста Джорджу Бушу стало труднее убеждать мир в том, что в Багдаде все спокойно".
Но возникает закономерный вопрос - а не было ли у авторов афоризма какого-то источника вдохновения? И, знаете - скорее всего был!
В царской России и в первые годы после революции очень популярным была крылатая фраза "На Шипке все спокойно". Популярным это выражение сделал знаменитый художник Верещагин, вскоре после русско-турецкой войны нарисовавший триптих под названием "На Шипке все спокойно". Вот его копия из альбома, а оригинал, скорее всего, уничтожен художником.
Почему уничтожен? Потому что с этими трем картинами был связан большой скандал. В феврале – марте 1880 года в Петербурге демонстрировалась огромная (180 картин) выставка нашего лучшего, как тогда считалось, художника-баталиста. Выставка имела невероятный успех - за 40 дней ее посмотрели 200 тыс. человек – фантастическая по тем временам цифра.
Демонстрировался на выставке и этот триптих - но только под полным авторским названием «На Шипке все спокойно. (Рапорт генерала Радецкого)».
Почему эту картину художник назвал именно так, он сам пояснил в своих «Воспоминаниях о русско-турецкой войне 1877 г.»:
"Мы застали его превосходительство за любимейшим времяпрепровождением – за картами. С самого утра бравый генерал уже садился за зеленый стол и, едва отрываясь для принятия пищи и необходимейших распоряжений, не поднимался до самого вечера, до ночи. Справедливость требует, однако, сказать, что его проживание в пяти верстах от места действия и редкие из-за карт посещения батарей были причиною того, что целая дивизия вымерзла на Шипке".
Позже историки "оправдали" Радецкого, но дело было сделано - выражение "На Шипке все спокойно" прочно вошло в русский язык. Так стали говорить о тех, кто пытается скрыть плачевное состояние дел и представляет происходящее в выгодном для себя свете. Ближайший современный аналог - ежедневные сообщения Тымчука "Потерь нет", также ставшие афоризмом в 2014-2015 гг.
А если вспомнить, что один из сценаристов "Волшебной лампы Алладина", Виктор Станиславович Виткович учился в гимназии еще в царской России, а в 20-х годах закончил истфак, то можно предположить, что выражение "На Шипке все спокойно" он почти наверняка знал.
Наверное, именно поэтому и вложил в уста своего персонажа слова: "Запомни, запомни: я ничего не видел. Я тебе скажу больше: и ты тоже ничего не видела. Мы оба ничего не видели! Знаешь, почему я прожил 85 лет? Потому что все время говорил: «В Багдаде все спокойно».
P.S. Да, я в курсе, что задолго до русской-турецкой войны в Америке, где северяне воевали с южанами, невероятно популярной была фраза "На Потомаке все спокойно" (All quiet along the Potomac). Но это совсем другая история.
___________
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Люди, принесшие холод - https://author.today/reader/27304/321021
А вы знали, что еще при Петре I и его наследниках южная граница России проходила по линии Саратова и Самары, а в районе Челябинска или Оренбурга русские поселились почти на столетие позже, чем на Камчатке? В этой книге рассказывается о том, почему так произошло. О том, как и почему Россия наконец-то начала расширяться к югу.
Первая серия знаменитой Большой Игры.
Книга вошла в лонг-лист премии «Просветитель», присуждаемой за лучшую научно-популярную книгу года.
Если вам понравится - я буду очень рад.