.
Что такое радость, если дать ей философское определение? Радость, это чувство узнавания . Чем более старое явление узнаешь, тем радостнее. Если пояснить эту мысль на конкретном примере, когда слушаешь радио Эрмитаж, радуешься когда сразу же узнаешь по первой интонации в голосе, что вот это поет современная певица, а вот это уже поет Элла Фицджеральд, а это, Арета Франклин . Старое, никогда, не спутаешь с новым . И все таки, и старое делится на хорошее, и лучшее. Почему, например, Арета Франклин действует намного глубже Тины Тернер, даже не сравнить степень их воздействия на тебя? Только ли потому, что в отличие от Тины Тернер, склонной к поп, и рок культуре, Арета Франклин никогда не выходила за границы традиции старинного блюза и соул ? Причина коренится и в этом, и в чем -то более сложном, и я бы сказал, она уходит в тайну исходной точки я обоих чернокожих исполнительниц. Начал бы я свое сравнение с того, что обе исполнительницы исходили из своей чернокожести, как из своей социальной угнетенности , хотя и делая это очень по разному - что и обозначило не только их личную разность, но и разницу в творческом, и культурном масштабе.
Если Тина Тернер, нашла выход в том, что она начала выражать в своих песнях нечто общечеловеческое - как общее, как для белых, так и для черных , тем самым отказавшись от своей чернокожести, в пользу универсальности своего дара, и своего лирического я, (чем Тина Тернер, и прославилась, как звезда) , то Арета Франклин - исходила только из своей чернокожести - в масштабе, в каком ее черное, ее чернокожее - стало началом мировым и общечеловеческим, или вылилось во что -то мировое. В ее радости есть боль, но и ее боль, становится легкостью, воздушностью. Потому, Арета Франклин , как явление в мире старой музыки - масштабнее и глубже Тины Тернер. Ее , по праву, можно назвать исполнительницей великой в мире блюза и соул.
Однако, начинали обе исполнительницы ярко...
ГОВОРЯ ЛАКОНИЧНО О ТАЙНЕ ВЕЛИЧИЯ
.
В чем величие? Не в тяжести, не в монументальности, а в надмирности, легкости, в парении над миром, в религиозном экстазе . Величие состоит в способности самый плотный опыт боли сделать опытом бесплотным, и воздушным, а самое коллективное, и отягощенное столетьями сделать опытом самым личным, индивидуальным и свободным, освобожденным от гнета времени. Величие не в способности держаться за старое. Наоборот, это способность - отпустить себя, ни за что не держаться. Это как прыгнуть с крутой скалы, но не покатиться, не шлепнуться наземь, разбившись, а воспарить, или, оттолкнувшись, красиво, стройно и легко - промчаться с ее крутого склона, на котором ни один нормальный человек даже не устоит. Потому Арета Франклин и великая. У Тины Тернер нет такого ощущения , когда ее слушаешь. Она не захватывает дух. Потому, что она не великая, а , просто, талантливая.