Во все времена и эпохи, у самых разных народов существовало представление о «Золотом веке». Люди в то время были просты и мудры, жили без особых хлопот, довольствуясь малым. Но с тех пор всё сильно изменилось, а уж сейчас нравы и вовсе хуже некуда. В очень схожих выражениях обличали своих современников и библейские пророки, и египетские писари, и китайские мудрецы, и греческие философы. Не остались в стороне и римские писатели, особенно стоики вроде знаменитого Сенеки. Однако, судя по описаниям быта жителей древнего Рима в разное время, «падение нравов» в нём действительно существовало объективно.
В чём оно заключалось? Немецкий историк XIX века Теодор Моммзен так описывает моральный климат в ранней Римской Республике: «В Риме с древнейших времен жизнь и поведение каждого гражданина строго и точно определялись старинными формами и приличиями. Римлянин должен был вести в порядке свои дела, поддерживать строгую степенность в доме, исполнять свои обязанности и уметь отстаивать свои права. Поколения за поколениями сходили с земного поприща, а римляне желали быть только хорошими гражданами, только такими, каковы были их отцы,— и это выработало в римском обществе, особенно в знатных семействах, такое чувство народной гордости и такой патриотизм, подобного которым уже не было ни в каком другом человеческом обществе, создало такой духовный строй, который нам кажется принадлежностью как бы какого-то иного мира».
Разумеется, эта картина сильно идеализирована, но в первые века своего существования Рим был вынужден постоянно бороться за выживание, что не могло не сказаться на нравах и обычаях. Непрерывные войны, в которых порой участвовали практически все свободные римские граждане, способствовали аскетическому быту и крепким дружеским связям. Не говоря уже о том, что вынужденные длительное время воевать вдали от дома, римские мужчины ценили крепкую семью. Матроны, на плечи которых ложилось ведение всего домашнего хозяйства, просто не имели свободного времени для разнообразных развлечений. Детей также привлекали к домашней работе, а мальчиков-подростков учили воинским упражнениям. В результате Рим того времени, по сравнению с греческими полисами и тем более восточными деспотиями, в самом деле мог представляться образцом высокой нравственности.
Всё изменилось после победы над самым сильным и близким врагом — Карфагеном. Большинство античных историков считают, что именно с этого момента римские нравы начали портиться. Диодор Сицилийский так пишет о Риме I в. до н.э.: «После приостановки боевых действий, юноши обратились к мягкому и недисциплинированному образу жизни, а их богатство служило поставщиком для их желаний. Повсюду в городе расточительность преобладала над бережливостью, легкая жизнь над обычаем военной службы, и тот кто считался народом счастливым, не был человеком известным за свои качества, но скорее тот, кто проводил всю жизнь в удовольствиях и в самых приятных наслаждениях.
С тех пор изысканные и роскошные пиры вошли в моду с благоуханными мазями, с употреблением дорогих цветастых занавесей, и изготовлением мастерами редких профессий обеденных лож с применением слоновой кости, серебра и других ценных материалов. Вина, те, что дают посредственное удовольствие для нёба, отвергали, тогда как Фалернское, Хиосское и все, что соперничают с ними вкусом, расходовались без меры, также как рыба и другая отборная пища, та, что высоко ценилась как деликатес. Следуя таким образцам, молодые люди являлись на форум одетые в вещи необычайной мягкости, и настолько лёгкие, что те просвечивались, совершенно подобные женским нарядам. И поскольку они занимались приобретением предметов удовольствия и пагубным хвастовство, они скоро подняли цены на эти изделия до невероятных высот. Кувшин вина, например, продавался за сто драхм, кувшин понтийской копчёной рыбы — за четыреста драхм, повара, которые имели особый дар в кулинарном искусстве, — четыре таланта, мужчины-наложники выдающейся красоты — многие таланты».
Конечно, даже в самые развращённые времена не все римляне могли позволить себе подобные излишества. Подавляющее большинство римских граждан было вынуждено работать, чтобы содержать себя и свою семью. Крестьянам, ремесленникам, рядовым легионерам было не на что и некогда предаваться утончённым удовольствиям. Зато богачи и плебс оттягивались как могли.
Бесплатные раздачи хлеба для неимущих, устраиваемые для них массовые игры (не только гладиаторские, но и к, примеру, спортивные) и всяческое заискивание политиков-популяров перед плебсом сделали его крайне наглым и вместе с тем аморальным. А массовое разорение среднего класса в период Империи привело ещё и к огромному росту численности этого социального слоя.
При этом римская элита не только устраивала пышные пиры в своём кругу, но и организовывала праздники для бедных, а также массовые раздачи денег и продовольствия. Таким образом кандидаты на должности в римских магистратурах добивались популярности в народе и в итоге побеждали на выборах. Подкуп избирателей и разнообразные политические махинации подтачивали государственные институты Республики. Это привело, после нескольких гражданских войн, к имперской форме правления, при которой развращённость как богачей, так и плебса, достигла максимальной степени.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев