Найти тему
Личный кайдзен

«Золотое правило» конструктивной критики

Ставьте 👍 статье и подписывайтесь на канал!
Ставьте 👍 статье и подписывайтесь на канал!

В моей картине мира существует два вида критики.

Первый – условно «критика ради критики». Просто чтобы выговориться, сорвать на другом человеке свое плохое настроение, поднять за счет этого свою самооценку, «повампирить» и так далее…

Второй вид – «конструктивная критика». Цель которой в том, чтобы изменить поведение другого человека.

Штука в том, что эти две цели – взаимоисключающие.

Для достижения первой цели можно говорить все, что угодно. Чем больше этого вещества💩, тем лучше…😉

Только не надо строить иллюзий, что это хоть как-то мотивирует субъекта критики изменить свое поведение.

У человека просто включается защитная реакция – либо в виде агрессии, либо в виде микро-депрессии, в любом случае сопровождаемая негативом в ваш адрес. Всё…

Чтобы повлиять на поведение нужным вам образом, необходима совершенно иная стратегия. Однако проблема здесь в том, что для ее реализации придется немного «наступить на горло» своему эго и тщательно фильтровать то, что говорите.

О чем речь?

Чтобы люди нас услышали, мы должны говорить им то, что совпадает с их убеждениями. И есть как минимум пять базовых убеждений (или «установок»), которые присутствуют практически у 100% людей.

Очень важно следить, чтобы содержание вашей критической речи не ставило эти установки под сомнение.

Итак, подавляющее большинство людей убеждены в следующем:

1️⃣ Они правы

Даже если вы совершенно «железобетонно» правы, заставить другую сторону признать свою неправоту – занятие крайне бестолковое с практической точки зрения.

Тыкать носом в факты чаще всего бессмысленно. В лучшем случае человек признает, что до него неправильно донесли информацию.

Поэтому эффективная критика не ставит под сомнение правоту другого человека, а просто открывает альтернативную точку зрения, не противоречающую ей.

2️⃣ Они много работают

В глубине души большинство из нас считают, что всегда «выкладываются на полную». Даже когда безбожно «халявим». Всегда найдется оправдание и разумное обоснование.

Поэтому ставить под сомнение трудолюбие другого человека – идея плохая. Чтобы критика «зашла» лучше, всегда важно признавать «трудовые заслуги».

3️⃣ Они дают больше, чем получают

Опять же в глубине души никто не считает себя эгоистом. Даже самые закоренелые «нарциссы» искренне уверены в своем альтруизме, и что мир недооценивает их. 

Даже легкий намек на обратное отключает рациональное мышление и запускает эмоциональную реакцию.

4️⃣ Их интеллект выше среднего

Люди легко признают, что есть другие, которые умнее их – какие-нибудь ядерные физики и прочие нобелевские лауреаты.

Но если попросить любого из нас оценить свой интеллект по сравнению с другими, подавляющее большинство обозначат его уровень где-то немного выше среднего. Даже если человек, мягко говоря, «не семи пядей во лбу».

Это тоже нужно иметь в виду.

5️⃣ Они не всегда говорят правду, но в принципе они - честные люди

Даже патологические лжецы считают, что всего лишь немного искажают истину.

Высказанное вслух предположение о том, что человек нечестен, в нашей культуре считается оскорблением и вызывает соответствующую «автоматическую» реакцию.

Резюмирую: если цель критики в том, чтобы другой человек вас услышал и изменил свое поведение, содержание вашей речи должно учитывать все эти установки и соответствовать им.

Если хотя бы одну из них поставите под сомнение, то другая сторона либо будет спорить, либо просто игнорирует ваши слова.

Слушать и слышать точно не будет.

Предвижу вопрос: а как быть, если суть критического замечания напрямую противоречит одной из вышеперечисленных установок? Например, человек «пинает балду» без зазрения совести?

Даже в этом случае эффективнее признать его старания. И в своей речи сфокусироваться на конкретных действиях, которые  вы ожидаете от него в будущем.