Найти тему
Живопись

Художник Аркадий Рылов: зеленый шум и алая тишина

Каждое новое свидание с картинами Аркадия Рылова ощущаю как маленький праздник. Там, где сама природа творила шедевры вод, листвы и облаков, он неизменно отыскивал наилучший способ облечь их в живописную форму, бережно перенося на холст. А там, где для вдохновения мастера не хватало первозданной гармонии, в дело вступал тонкий художественный замысел и блестящая живописная техника. Так или иначе, но каждая работа Аркадия Александровича — маленькое чудо, ода жизни во всей её безудержной красе, исполненная на невероятном профессиональном уровне.
Рылов А.А., «В голубом просторе», 1918 , холст, масло, 109 x 152 см, ГТГ, Москва
Рылов А.А., «В голубом просторе», 1918 , холст, масло, 109 x 152 см, ГТГ, Москва
Рылов А.А., «Рябь», 1901, холст, масло, 111 x 150 см, Тартуский ХМ, Эстония
Рылов А.А., «Рябь», 1901, холст, масло, 111 x 150 см, Тартуский ХМ, Эстония

Здесь нужно уточнить: на свидания с произведениями Аркадия Александровича мы всегда ходим парой. Я пишу «мы», поскольку в силу злосчастной профессиональной деформации моя натура давным-давно поделилась на две неравные части. Первая всё так же готова смотреть на мир живописи широко распахнутыми восторженными глазами, воспринимая любую картину исключительно как целостное авторское высказывание.

Рылов А.А., «Полевая рябинка», 1922, холст, масло, 38 x 46 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Полевая рябинка», 1922, холст, масло, 38 x 46 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Смельчаки. Кама», 1903, холст, картоне, масло, 102 x 178 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Смельчаки. Кама», 1903, холст, картоне, масло, 102 x 178 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Устье реки Орлинки», 1928, холст, картоне, масло, 38 x 50 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Устье реки Орлинки», 1928, холст, картоне, масло, 38 x 50 см, ГРМ, Санкт-Петербург

А вот вторая постепенно превратилась в зануду-«заучку», которую так и тянет деконструировать каждое встреченное полотно и начать самозабвенно «копаться» в его деталях, дабы понять, как именно «работает» магия искусства в данном конкретном случае. Так вот: дивные пейзажи Рылова — тот случай, когда мои «я» работают в паре, ничуть друг-дружке не мешая. И обе пребывают в совершенном восторге от увиденного.

"К ночи. Море у Соловецких островов", 1916, холст,масло
"К ночи. Море у Соловецких островов", 1916, холст,масло
Рылов А.А., «Зеленый шум»,1904, холст, масло, 107 x 146 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Зеленый шум»,1904, холст, масло, 107 x 146 см, ГРМ, Санкт-Петербург

Вот мы замираем, любуясь «Зелёным шумом». И «внутренняя отличница» тут же заводит монолог о том, что именно эта картина впервые заставила экспертов заговорить о Рылове как о выдающемся мастере. О том, как долго и тщательно герой нашей статьи готовился к созданию сего шедевра, скрупулёзно подыскивая одному ему ведомые точные пропорции и соотнесения границ, форм, оттенков и их взаимодополнений. Как вывел формулу гармоничного диссонанса белых вертикалей берез, горизонтальной ряби темно-синей воды и хаотичного диагонального «танца» листвы. И целого множества иных, чрезвычайно умно расставленных визуальных акцентов композиции.

Рылов А.А., «На страже»,1931, холст, масло,  85 x 118 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «На страже»,1931, холст, масло, 85 x 118 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Трактор на лесных работах»,1934, холст, масло, 135 x 187 см, ГТГ, Москва
Рылов А.А., «Трактор на лесных работах»,1934, холст, масло, 135 x 187 см, ГТГ, Москва

Но лиричная часть моей натуры совершенно не желает слушать этих рассуждений, при этом признавая их первичность и важность. Ей чудится, что порыв холодного свежего ветра овевает лицо и уносит в даль сорванные с кланяющихся его неистовой силе листья. В ее воображении оживают весёлый шелест крон и свистящий смех ветра, заплутавшего в их густой зелени. Лишь это имеет для неё значение и смысл.

Рылов А.А., «Тихое озеро», 1908, холст, масло,  143,3 x 104,5 см, ГТГ, Москва
Рылов А.А., «Тихое озеро», 1908, холст, масло, 143,3 x 104,5 см, ГТГ, Москва
Рылов А.А., «Буйный ветер», 1916, холст, масло
Рылов А.А., «Буйный ветер», 1916, холст, масло

А вот полотно совсем иного настроения. Освещённая летним солнцем полянка, остатки покосившегося забора да просвет голубого неба меж сосен-великанов. В этом царстве зелёных, розоватых и белых оттенков не отыскать насыщенных тонов, не зацепиться взглядом за передний план и не полюбоваться дальним горизонтом. Зато какой удивительной, хрупкой нежностью веет от полевых цветов, купающихся в щедрых солнечных лучах!

Рылов А.А., «Красный домик. Мастерская Рылова на берегу Волги», 1910, этюд, холст, масло. 39 x 48 см, Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург
Рылов А.А., «Красный домик. Мастерская Рылова на берегу Волги», 1910, этюд, холст, масло. 39 x 48 см, Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург
Рылов А.А.,«Зеленое кружево», 1928, холст, масло
Рылов А.А.,«Зеленое кружево», 1928, холст, масло

«А ведь этот волшебный эффект достигнут простым сужением перспективы, к которой так любили прибегать европейские импрессионисты»- привычно подключается к внутреннему диалогу моя «отличница». Как будто зритель, оказавшийся на месте художника, скользит по поляне быстрым взглядом, не до конца осознавая, что именно очаровало его в этой композиции. К тому же нежные стебли, увенчанные хрупкими лепестками, так трогательны в своем стремлении к Солнцу, что на фоне широких тёмных сосновых лап выглядят подлинным символом торжества вечно обновляющейся природы. Ну а полуразвалившаяся изгородь — символ недолговечности людских стараний, к тому же визуально разграничивающая пространство и усиливающая нарратив.

Но и в этом случае знание технических приемов, применённых мастером, нисколько не мешает лиричной стороне души отдаться дивной атмосфере произведения, восприняв её сугубо личным переживанием.

Рылов А.А., «Чайки»,1910, холст, темпера. 71 x 89 см, Киевский национальный музей русского искусства
Рылов А.А., «Чайки»,1910, холст, темпера. 71 x 89 см, Киевский национальный музей русского искусства

И так у меня (нас) случается всякий последующий раз, с каждым новым произведением Аркадия Александровича Рылова. К примеру: метафоричность алого, застывшего в тиши, отражения зелёных крон деревьев на озёрной глади — тонкая отсылка к теме неизбежного окончания лета. Наступления осеннего увядания, окрашивающего лес в багряные тона. Но в этой метафоре нет навязчивого символизма или ноток морализаторства пополам с фатализмом. Здесь ничто не мешает воспринимать богатую колористику картины как интересный сам по себе казус. Как созданный игрой волн и света мгновенный блик, отмеченный острым взглядом и цепкой памятью мастера. И обе трактовки имеют одинаковое право на существование.

Рылов А.А.,«В лесу», 1905, холст, масло, 115 x 137 см 
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Рылов А.А.,«В лесу», 1905, холст, масло, 115 x 137 см Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Умышленно «ритмичное», рассчитанное на эффект калейдоскопа размещение берёз на картине «В лесу»? Да, безусловно. Но разве этот дивный эффект «затягивающего» взгляд пространства смотрится чем-то ирреальным? Вовсе нет: картина «подкупает» в первую очередь реалистичностью композиции, нисколько не отягощаясь элементами импрессионизма. А остроумный ход с сочетанием стволов различной толщины и освещённости и вовсе превращает жанровое по сути полотно в подобие фэнтезийной иллюстрации из русской народной сказки.

Рылов А.А.,«Закат», 1917, холст, масло
Рылов А.А.,«Закат», 1917, холст, масло
Рылов А.А., «Цветущий луг», 1923, этюд, холст, масло. 37 x 47 см, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Рылов А.А., «Цветущий луг», 1923, этюд, холст, масло. 37 x 47 см, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Без сомнения, Аркадий Александрович Рылов — один из величайших мастеров живописи начала XX века. Глубочайшая искренность и потрясающая выразительность его творений всегда базировалась на высочайшем уровне исполнительского мастерства и колоссальной проработке всех без исключения элементов, составлявших его картины. Ну а лично я благодарна его живописному наследию за то, что оно ложится на душу столь же приятно и легко, сколь щедро дарит пищу для ума.

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #современное искусство #живопись #музеи