Найти в Дзене

Как бизнесу правильно оформить простой во время изоляции

В связи с последними событиями многие предприятия вынуждены остановить свою деятельность или переводить сотрудников на удаленную работу. Эксперт HRTime.ru, кадровый аудитор и эксперт по защите бизнеса в трудовых спорах, Татьяна Бохолдина рассказывает, как и в каких случаях, на каких условиях можно и нужно оформить работникам простой в условиях борьбы с коронавирусом. Простой и его причины Итак, согласно ст. 157 ТК РФ, простой может случиться:
·        по вине организации;
·        по причинам, не зависящим от организации и сотрудника;
·        по вине сотрудника. И вот с разделением этих случаев сейчас возникает самая большая путаница.  Сейчас в стране введен так называемый "режим повышенной готовности". Ни режима ЧП, ни ЧС не объявлено. Если читать, например, Указ мэра Москвы от 05.03.2020 12-УМ, там не написано, что Работодатель ОБЯЗАН работников перевести на дистанционную работу.  Там предписано:
4. Обязать всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москв
Оглавление

В связи с последними событиями многие предприятия вынуждены остановить свою деятельность или переводить сотрудников на удаленную работу.

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Эксперт HRTime.ru, кадровый аудитор и эксперт по защите бизнеса в трудовых спорах, Татьяна Бохолдина рассказывает, как и в каких случаях, на каких условиях можно и нужно оформить работникам простой в условиях борьбы с коронавирусом.

Простой и его причины

Итак, согласно ст. 157 ТК РФ, простой может случиться:
·        по вине организации;
·        по причинам, не зависящим от организации и сотрудника;
·        по вине сотрудника.

И вот с разделением этих случаев сейчас возникает самая большая путаница. 

Сейчас в стране введен так называемый "режим повышенной готовности". Ни режима ЧП, ни ЧС не объявлено.

Если читать, например, Указ мэра Москвы от 05.03.2020 12-УМ, там не написано, что Работодатель ОБЯЗАН работников перевести на дистанционную работу. 

Там предписано:
4. Обязать всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы:
4.1. Обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой.
4.2. Оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому.
4.3. При поступлении запроса Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве незамедлительно представлять информацию о всех контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) в связи с исполнением им трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший.

Таким образом, перевод на удаленную работу является мерой на усмотрение Работодателя.
И в этой ситуации, если работодатель всех работников офиса перевёл на удалёнку, и осталась одна единственная уборщица, услуги которой теперь не нужны (условно), то простой в этой ситуации согласно законодательству будет
по вине Работодателя. Это его инициатива, этого не требовалось в обязательном порядке.

Но есть другие варианты.

Воронеж. Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом запретил кинопоказы. 
Протокол №9 от 18.03.2020 г.

Взять, например, билетеров. Их точно на удалёнку не перевести, как и кассиров. Но обстоятельства в этой ситуации не зависят от сторон трудового договора (кинотеатра и билетера).

Это распоряжение местных органов власти, оперативного штаба. .
Такие случаи простоя однозначно расцениваются как простой
по независящим от сторон трудового договора причинам

Почему такое значение имеет причина простоя?
Разница в оплате этого периода.

Размер оплаты простоя по вине организации не может быть меньше, чем 2/3 СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА сотрудника (ч. 1 ст. 157 ТК).

Простой по причинам, не зависящим от организации и сотрудника, оплачивается в размере не меньшем, чем 2/3 его ТАРИФНОЙ СТАВКИ (ОКЛАДА)

При наличии премиальных выплат, надбавок и доплат суммы будут отличаться, оплата в размере среднего заработка будет выше.

Какие документы нужно оформить при простое

1. Приказ об объявлении простоя

В нем нужно указать следующие моменты:

  • причину введения простоя (разобрались выше. Чтобы не было путаницы, лучше указать конкретный документ, если он есть (как упоямянутое выше решение оперативного штаба), либо ссылку на приказ о переводе на дистанционную работу сотрудников (как в случае с нашей уборщицей))
  • список работников или подразделений, в отношении которых вводится простой
  • дату/время начала и предположительного окончания простоя (если не понятна точаня дата окончания).
  • как будет оплачиваться простой согласно ст. 157 ТК РФ (рассмотрели выше)
  • местонахождение работников дома на период простоя до особого распоряжения (в ситуации именно с коронавирусом "убрать" сотрудников с рабочих мест и есть первоочередная цель). 

В самом приказе советую предусмотреть порядок уведомления работников о прекращении простоя: например, телефонным звонком или смс-сообщением. А вот когда работники явятся на рабочее место, им необходимо в стандартном порядке, под роспись, дать приказ об окончании простоя. 

Работники должны ознакомиться с Приказом под роспись.

Как обычно, при отказе от ознакомления, составляем акт с привлечением хотя бы двух свидетелей. 

2. Уведомление в службу занятости населения

(обязанность предусмотрена пунктом 5 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации")

Уведомление составлять на руководителя Центра занятости населения по Вашему району, в тексте нужно указать (примерный текст):

"В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, на основании приказа директора «…» от ДД.ММ.ГГГГ г. № … (копия прилагается) уведомляем Вас о начале простоя с ДД.ММ.ГГГГ г. для  сотрудников согласно списку: [Список: ФИО + Должность].
Предполагаемая дата окончания простоя – ДД.ММ.ГГГГ года"

Приказ о введении простоя будет действовать вплоть до его отмены.

Что еще нужно знать о простое в период коронавируса?

Вопрос: на какое время можно объявить простой?
Ответ: в законе ограничений нет. От нескольких часов до нескольких месяцев, по необходимости. 

Вопрос: Нужно ли заранее уведомлять работников о простое?
Ответ: нет, не нужно. Издаем приказ, знакомим работников. 

Вопрос: может ли на период простоя работник уехать из города?
Ответ: да, но только при условии, что он будет на связи и оперативно сможет выйти на работу по требованию работодателя. Невыход на работу будет считаться прогулом и может повлечь дисциплинарное взыскание. Именно поэтому способ уведомления об окончании простоя и срок, в который сотрудники должны выйти на работу, лучше указать сразу в приказе. 

Вопрос: может ли работник в период простоя взять отпуск?
Ответ: Да, может. Процедура оформления стандартная. Если к моменту окончания отпуска простой будет не окончен, работник продолжит простой. Уведомление об окончании простоя в стандартном порядке (рассмотрели выше). 

Если вам нужна помощь и консультация по данному вопросу – обращайтесь за консультацией и оформлением документов.