Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов, а именно — некоторым аспектам аппликатурного мышления.
Заранее оговорю, что термин «симметрия», употреблённый в заголовке, вполне вероятно, является неточным для описываемого ниже явления. Можно было бы сказать «подобие» или ещё что-нибудь в этом роде, но «симметрия» звучит ярче (и это слово первым пришло мне в голову), поэтому пусть будет как есть.
Итак, стандартный строй представляет нам равные интервалы между открытыми струнами от шестой до третьей струны включительно: это интервалы чистой кварты, когда каждая последующая струна звучит ровно на кварту выше предыдущей.
И только при переходе от третьей струны ко второй появляется интервал большой терции, который как бы «портит» всю картину. Существует даже так называемый «квартовый строй», любимый целым рядом электрогитаристов, который эту ситуацию «исправляет».
Что это означает? Что четыре толстых струны гитары в стандартном строе позволяют нам «вертикально переносить» аппликатуры аккордов с полным сохранением их интервального состава. Например, аккорд из трёх звуков, взятый на струнах 6-5-4, можно взять на струнах 5-4-3, и он сохранит свой интервальный состав (а значит, и класс созвучия), а изменится только фактическая высота (или «тональность») звучания.
То же самое касается и любых «аккордов» из двух звуков, то есть интервалов. Например, интервал терции (хоть большой, хоть малой), будет выглядеть «геометрически» одинаково, будучи взятым на парах струн 6-5, 5-4 и 4-3.
Важное примечание: на всех аккордовых схемах далее принципиально не указаны номера ладов, подразумевая, что аккорд или интервал могут быть взяты на любом ладу.
Что это даёт? Прежде всего то, что запоминать аппликатур интервалов нужно в три раза меньше. Если подумать, то даже и в четыре: аппликатуры интервалов на паре струн 2-1 будут опять такими же, так как между этими струнами всё та же чистая кварта. Таким образом, отличаться от всех будет только пара струн 3-2.
Но в данной статье нам интересны не интервалы, а аккорды (созвучия из трёх звуков и более). К сожалению, с «симметрией» на четырёх басовых струнах сильно не разбежишься, и возможен только один вертикальный перенос: 6-5-4 <=> 5-4-3. Тем не менее, понимание этого очень удобно иметь в своём арсенале.
Итак, мажорное трезвучие с основным тоном в басу:
Будучи взятыми, например, на ладах II - V гитары, эти аккорды будут представлять трезвучия А и D соответственно. Их внешний вид является одновременно и наглядным пособием по строению аккордов: вслед за первой, большой терцией между струнами 6-5 следует малая терция между струнами 5-4.
Минорное трезвучие с основным тоном в басу:
Будучи взятыми, например, на ладах II - V гитары, эти аккорды будут представлять теперь трезвучия Аm и Dm соответственно. Их внешний вид опять является «наглядным пособием»: вслед за первой, малой терцией между струнами 6-5 следует большая терция между струнами 5-4.
Все четыре аккорда выше именно в этом звуковом составе и аппликатуре весьма часто встречаются в литературе для классической гитары.
Ещё одно наблюдение, визуально демонстрирующее «науку» строения аккордов: при переходе от мажорного трезвучия к минорному мы наглядно видим понижение терцового тона (или его повышение при переходе от минорного трезвучия к мажорному).
Действительно, если терцовый тон мажорного трезвучия опустить на полтона, его первая терция автоматически превратится из большой в малую, а вторая — из малой в большую. Таким образом, мажорное и минорное трезвучия отличаются друг от друга лишь положением терцового тона, то есть единственным звуком.
Менее употребительными аккордами будут уменьшённое и увеличенное трезвучия, которые вы теперь легко можете самостоятельно построить и «перенести» между струнами, зная их интервальный состав.
Разумеется, можно построить и массу других (всё так же менее употребительных) аналогичных трёхзвучий, уже не являющихся трезвучиями. Например, различные септаккорды с пропуском квинтового тона, там, где он представляет собой чистую квинту (а иную квинту пропускать просто нежелательно).
Читайте также: От основ нотной грамоты к строению аккордов и классификации аппликатур.