.
Умный человек, это , конечно же, скептик. Из скептицизма, как способности сомневаться, исходил и Декарт, и Кант, хотя, и иначе, (ибо, уже, прогрессивнее и положительнее), чем Декарт , и оба философа были правы. Без способности сомнения не возникло бы никогда, ни суждения, ни способности мыслить, ни даже, способности проверить свои выводы,или умозаключения на адекватность, не говоря о способности отличать истину от лжи, даже в случаях очевидных. Можно сказать, что и христианская культура началась не только с веры, но и с сомненья, вспоминая Шекспира, и его принца Гамлета . Можно сказать, что умный человек, как Гамлет, человек сомневающийся. Но ум, это не только способность судить, и во всем сомневаться, это так же, и самообладание, или, внутреннее равновесие человека, глубоко размышляющего, составляющее его духовное умонастроение. И уже, поэтому, в отличие от человека неумного, умный человек, это так же, человек, у которого скептицизм - никогда не превращается в цинизм.
Нужно отметить, что на самом деле, может быть, начиная с эпохи Просвещения, (или уже задолго до нее) , нередко и люди неумные и недалекие -люди очень скептичные , особенно в наши дни, в наш век всеобщего подозрения, и недоверия всему. Однако, скептицизм человека неумного намного чаще граничит с цинизмом. Говоря же, языком религиозным, (вспомнив, и случай, Канта, оставшегося христианином ) в отличие от человека неумного, чей скептицизм нередко граничит с цинизмом, скептицизм умного человека - напротив, нередко обращается в пользу веры, говоря о вере религиозной, касаясь того, что не охватит - ни его земной ум - ни мирской рассудок.
Вот почему, умный человек - дальновиднее.