Режим чрезвычайной ситуации в Латвии был введён в середине марта. За три недели в Риге изменилось многое. Латвийская столица превратилась в город без туристов, детей и праздных прохожих. Многие организации перешли на дистанционный режим работы или вовсе закрылись до лучших времён. Я сама приняла решение провести как можно больше времени дома, чтобы не рисковать своими лёгкими после зимней болезни. Выдержала девять дней. Вышла за хлебом. Рассказываю, какой увидела новую Ригу.
В настоящий момент в Латвии нет ограничений на свободу передвижения. Но за то время, что я находилась дома, к обязательному социальному дистанцированию в магазинах и других закрытых пространствах добавилось ещё одно важное правило: больше двух – не собираться, если вы – не члены одной семьи. Между двумя парами уже и на улице необходимо выдерживать дистанцию в два метра. Правило – несложное, но несколько встреченных мною людей ни в какую не желали его соблюдать.
По состоянию на начало апреля Рига выглядит гораздо более пустынной, чем в марте: днём людей почти нет – и не только на улицах, но и в магазинах. И это в центре!
В парках попросили не собираться, и в них тоже – совсем никого (пара молодых мам с колясками – не в счёт, так как каждая гуляет на своей скамейке). На Центральном вокзале, к примеру, сидеть всё ещё можно, но строго по правилам. Насколько я уловила местные новости, похожая схема разграничения теперь имеется и в латвийских поездах.
Сам Центральный вокзал, кстати, незадолго до моего появления был чем-то тщательно вымыт: на полу и на большинстве стеклянных поверхностей виднелись подозрительные разводы.
В ТЦ «Origo» я недосчиталась нескольких привычных торговых точек и одного кафе. На Центральном рынке наткнулась на целый ряд полностью закрытых киосков.
Торговцев на улице тоже стало меньше, но цены на клубнику прежние – 1 евро за килограмм. Магазины тоже вполне лояльны к своим немногочисленным покупателям: почти всё, что мне было нужно, я купила по акции. Из абсолютных странностей могу выделить только длинную очередь из автомобилей на попавшейся на моём пути бензоколонке – очередь, не меняющую своей длины на протяжении как минимум нескольких часов…
В марте я немного волновалась из-за того, что на улицах совсем нет полиции. За вчерашний день я насчитала девять полицейских автомобилей: из них восемь – зелёных (следящих за общественным порядком), из восьми зелёных – два с включенными мигалками, рядом с Кафедральным собором. Главный православный храм Латвии, кстати, открыт. Можно зайти помолиться, подать записочку о здравии своих близких. В индивидуальном порядке. Это успокаивает.
Как, впрочем, и вся Рига – удивительно стойко встречающая эту странную весну 2020-го года: без суеты, без нервотрёпки, без лишней паники. В каком-то смысле всё происходящее выглядит даже… правильным: мы все, наконец-то, заняты делом. На работе – самые нужные. На улице – самые работящие или нуждающиеся в свежем воздухе. При этом за самой Ригой местные службы следят. Готовят её к весне. Закрывают опасные пока что кнопки на светофорах.
Напоминают рижанам о том, что Великий день (Пасха) всё-таки наступит.
Правда, есть ощущение, что перед этим будет как-то... так:
Всегда рада новым читателям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!