Среда, утро. Мой сын в хорошем настроении,весел и полон сил. Мы выполняем упражнения на развитие крупной моторики. Не думаю,что его они очень сильно увлекают. Есть много других занятий,гораздо более приятных. Но у Алмаза до сих пор шаткая походка, он спотыкается и часто падает. Поэтому для меня важно,чтобы эти упражнения мы выполняли регулярно. Я использую стратегии АВА для выполнения подобных заданий.
- Смотри-ка! – говорю ему я и показываю коробочку – В коробочке приз. Хочешь узнать что там?
- Да- восклицает он – Может быть,там машинка!
- Сейчас мы должны выполнить 5 заданий от героев “Щенячьего патруля”, тогда ты сможешь открыть коробку и узнать,что внутри. Достаю жетоны с наклейками любимых героев. – Вот у нас Рокки,Маршал, Чейс, Скай, Зума. С кого начнешь?
- Зума – выбирает он.
- Ок – соглашаюсь я. – Зума дает тебе задание: перейти через озеро по камням, не упав в воду. Сделай это 3 раза. Расставляю “камни” из 1го конца гостиной в другую. Сын с энтузиазмом выполняет поручение Зумы. Я (разумеется!) энергично болею за него, хлопаю в ладоши, скандирую его имя,хвалю.
Завершив миссию от Зумы, ребенок получает жетон. И приступает к следующему заданию. Все проходит легко и весело. Желанный приз в конце оказывается не машинкой,но тоже не разочаровывает. Эффект неожиданности всегда мотивирует лучше,чем конкретный приз. Метод работает.
Через некоторое время мы начинаем готовиться к походу в сад (preschool). А это неприятно,идти в сад сын совсем не горит желанием. Поэтому я даю время свыкнуться с неминуемым, предупреждаю заранее: “Можешь поиграть еще 10 минут и будем собираться ”. Проходит 10 минут. Осторожно предлагаю выбрать мультик,который можно будет посмотреть,после переодевания. Сначала переодевание, потом – мультик. Выбор видео заранее помогает ребенку больше и лучше почувствовать предвкушение от просмотра. Поэтому он старается переодеться побыстрее. Порядок переодевания представлен на магнитной доске. Сын еще не умеет полностью переодеваться сам,но я стараюсь помогать как можно меньше. Когда он одет и обут,мы смотрим мультик. А потом выходим из дома. Спокойно,без истерик. Благодаря определенным стратегиям АВА терапии.
В 13:00 ребенок возвращается домой.Мы входим домой.
“Разувайся.” – прошу я. Но вместо выполнения моей просьбы, сын валится на пол, рыдает и восклицает: “Нет. Не сниму. Я устал!”
Итак...Ребенок не выполняет инструкцию, демонстрирует нежелательное поведение. Внимание,вопрос: что делать в этом случае? На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Вот мой ответ: забываю про инструкции и про методики. Просто обнимаю ребенка, вытираю его слезы и сопли, снимаю с него обувь,беру на руки, успокаиваю: “Ты устал. Я понимаю тебя. Давай я тебе помогу , а потом ты отдохнешь”... Потому что ему это нужно и важно сейчас. Потому что я – его мама. Потому что он, действительно, очень утомился и нуждается в поддержке и принятии.
В нашей жизни получилось так,что нам и нашим детям часто нужно делать не то,что хочется, а то,что нужно из-за проблем со здоровьем, остоятельств, общественных норм. В этом случае,иногда имеет смысл работать за награду,поощрение,когда это возможно.Так, многие из нас работают за деньги,даже если работа не особенно любимая. Это часть жизни. И использование внешних, искусственных мотиваторов здесь работает и помогает справиться. Но это далеко не вся жизнь. Есть еще и внутренняя мотивация,которая может перечеркнуть важность любого,самого золотого внешнего мотиватора. Например:
1) Мотивация иметь свободу выбора и чувствовать,что эта свобода уважается (работать за поощрение или не работать)
2) Мотивация быть принятым,услышанным,понятым и любимым во всех своих эмоциональных проявлениях (включая ярость)
3) Мотивация быть живым 3х летним ребенком,которому нужна мама,которая обнимает,вытирает слезы и сопли,контейнирует эмоции и любит безусловно.
4) Мотивация получить эмоциональную и практическую поддержку
- когда это необходимо конкретному ребенку
- в том количестве,в котором это необходимо
- в таком виде,как ему это необходимо. (а как иначе он может научиться заботиться о своих эмоциональных и практических потребностях?)
5) Мотивация к тому,чтобы не делать то,что не нравится и не понятно.
6) Мотивация отвечать протестом на попытки эмоционального и физического насилия,игнорирования и принуждения.
7) Право быть живым и настоящим человеком,ценной и уникальной личностью.
PS На следующий день мой сын спокойно снял обувь после школы. Он не игнорировал мои просьбы и не бился в истерике. Просто поясняю,если кто-то побеспокоится,что я своими действиями могла закрепить негативное поведение.Этого не произошло. Все живы, адекватны и никто не пострадал