Говоря о Mortal Kombat, нельзя не вспомнить создателей без которых бы не было одной из самых культовых серий.
Эд Бун и Джон Тобиас.
Эд Бун после окончания университета устроился на работу в компанию William Electronics Games, которая занималась созданием автоматов для игры в пинбол. На тот момент, когда Бун проработал два года, он разработал около 20 автоматов. В 1988 году компанию приобретает Midway, в которой Бун и Тобиас создадут Mortal Kombat.
На тот момент Midway была известна в производстве игровых аркадных автоматов, в частности Space invaders и Pac-man. Эд Бун работал на этаже ниже самого здания, где появился новый отдел, в котором разрабатывали игру NARC.
Руководителем отдела был Юджин Джарвис, который состоял с Буном в дружеских отношениях. В этом же отделе работал один из будущих создателей MK, Джон Тобиас. Он же и отвечал за персонажей в плане костюмов и спецприёмов, а также создавал комиксы по Mortal Kombat.
В будущем Бун с Тобиасом сдружились и придумали технологии оцифровки актёров, которая станет одной из главных фишек Mortal Kombat. Но эту технологию начали использовать раньше. Это была «High impact» - игра про американский футбол, где всех футболистов изображал Эд Бун. Игра привлекла аудиторию и имела успех, и компания поставила задачу выпустить продолжение «Super high impact», но после данного проекта Бун решил создать что-то новое и у неё не будет продолжений, но, как оказалось, они будут.
На дворе 1991 год, и появляется Street fighter 2, а позже приобретает огромный успех. Игру обсуждали и в Midway. Тогда Бун решил сделать файтинг, только более жестоким, чем SF2.
Учитывая, в какое время его выпустили - время популярности боевиков и фильмов про единоборство.
Одним из таких фильмов стал «Кровавый спорт» с Жан-Клод Ван Даммом в главной роли, где по сюжету бойцов по боевым искусствам собирают на турнир. Он в итоге и стал прообразом для Mortal Kombat. Буна в фильме восхитил сам Жан Клод Ван Дамм. И они решили купить лицензию, так как Williаm Electronics Games уже имела дело с лицензиями при создании игры про терминатора, но Ван Дамм подписал договор с Sega. Тогда Midway решились придумать новых персонажей и сюжет. Так как никто из команды разработчиков не занимался боевыми искусствами, Джон Тобиас позвал своих знакомых которые занимались этим. Зелёного фона на тот момент не было, и все кадры обрабатывались вручную. Бета тест состоялся через полгода, и на тот момент существовали шесть персонажей: Лю Кан, Рейден,Кано, Скорпион, Саб-Зиро, Джонни Кейдж. На тот момент персонажа Соня Блейд не было. Бун описал это так: «Всё прошло отлично, и хоть мы раньше уже проводили тестирования, но это было чем-то особенным. Ребята уже знали, чем мы занимаемся и иногда заходили посмотреть на игру. Теперь же в офисе собралось 30 или даже 40 человек.»
Когда случалось что-то безумное, например, у бойца появлялась кровь, проводили фаталити или какой-нибудь эффектный прием вроде апперкота, люди в буквальном смысле бегали от восторга. Они стояли вокруг автомата и бегали вокруг него! По итогу, разработка первой части тянулась 8 месяцев командой из четырёх человек, и это невероятно!
Бун отвечал за программирование действий персонажей,их спецприёмов и фаталити. Тобиас находил людей и создавал образы для каждого бойца, оцифровывал изображения и создавал анимацию. Джон Фогель отвечал за остальную графику и уровень, а Дэн Форден за звук.
эн Форден
При создании персонажей особого креатива они не проявляли. Прообразом Джонни Кейджа стал Ван-Дамм из «Кровавого спорта» и его фирменный приём удар в пах, а образы Саб-Зиро и Скорпиона взяты, как ни странно, с ниндзя, которые были популярны на тот момент, а прообразом Лю Канга стал Брюс Ли, а как мы знаем Лю Канг - шаолинский монах, и как известно у всех них бритые головы. Актёр, играющий Лю Кана, отказался бриться налысо. Вот поэтому у него такая шевелюра в игре. Образ Рейдена взят с японского бога «Рейджин». А женского персонажа добавлять не планировалось, но руководство потребовало добавить, и в итоге мы получили Соню Блэйд. Она заменила Кёртиса Страйкера, которого изначально хотели добавить в игру.
рюс Ли прототип Лю Канга
До того как появилось культовое название, было куча вариантов, но их все забраковали.
Бун написал на доске слово Сombat, но в начале стояла K, чтобы выделяться, и однажды к ним зашёл Стив Ричи и спросил, что написано на доске. Бун рассказал, что пытались придумать название игры. На что Ричи задал вопрос: «А почемус бы вам не назвать игру Mortal Kombat?» На что Бун ответил: «Боже мой, да, вот оно!» Вот так появилась Mortal kombat.
Эд вспоминал, что «Street Fighter про плохишей» захватила многих.
Позже компания Acclaim начала портировать игру на домашние консоли, и потратили на рекламу 10.000.000 долларов, но это принесло популярность игре не только в США, но ещё в Европе и Японии.
Бун на одном интервью сказал,что реклама где подростки собираются в толпу и кричат: «Mortal Kombat!» была «позорной». На игру обратили не только подростки, но и родители и неожиданно началась дисскусия на тему жесткости в видеоиграх. Конечно до запрета не дошло,но появилась рейтинговая система ESRB, а позже в Европе PEGI.
Так благодаря MK появились возрастные ограничения для видеоигр.
MORTAL KOMBAT 2
После коммерческого успеха сразу началась работа над продолжением. Нужно было сделать всего побольше и реализовать идеи, которые не были реализованы в первой части. Команда первой части состояла из четырёх человек, а для второй части - из пяти людей, так как было работы было больше, и прежде чем заниматься записью движения, перед оцифровкой закупили оборудование на уровне тв-вещания. И к концу разработки появился хромакей, что упрощало и ускоряло создание спрайтов, например, превращения Шанг Цунга и некоторые сложные фаталити. Была переработана масштабность сцен. Задники и размер игрового пространства стали меньше, а персонажи больше. Камера для фаталити выхватывала самые сочные моменты и публика была в восторге.
Сами арены претерпели смену антуража: вместо острова Шанг Цунга - земли внешнего мира.
Для большей реализации Джон Тобиас, который занимался графикой и дизайном, предложил обливать актёров водой, чтобы те выглядели взмокшими, будто после тренировки.
Во время обработки это позволило сделать персонажей более естественными, а сами бои напоминали кинофильм.
Музыка стала менее ритмичной и ударной без азиатских мотивов, стала более электронной.
Из персонажей вернули только пять персонажей Соню и Кано не добавили из-за их непопулярности. Герои которые перекочевали во вторую часть это — Лю Кан, Рейден, Джонни Кейдж, Рептилия(секретный персонаж), Саб-Зиро и Скорпион, а также злодей первой части Шанг Цунг. Добавили пять новых персонажей. Кунг Лао— друг Лю Кана и потомок Великого Кунг Лао. Джакс— товарищ Сони Блейд. Китана— приёмная дочь Шао Кана. Барака—лидер расы Картакан. Милина— клон Китаны созданный Шанг Цунгом.
Китана
Аркада особых изменений не приобрела кроме того, что в ней стало больше этапов. Не обошлось без секретных противников. Джейд(Копия Китаны, перекрашенная в зелёный цвет). Смоук(Ниндзя с приёмами Рептилии и Скорпиона). Нуб Сайбот(Кано, которого перекрасили в чёрный).
Боёвка сильных изменений не претерпела.
Добавлены новые добивания Babality(превращение в младенца) и Friendship(вместо убийства дарили цветы или что-то ещё).
Становление Эда Буна лицом франшизы.
Хоть по современным меркам MK2 была всего в два раза больше, тогда это не вошло в моду, а считалось необычным. В итоге критики и игроки считают её лучшей в серии. Релиз состоялся в октябре 1993 года. Снова ажиотаж, огромные очереди у автоматов и 100.000.000$.
А выходом MK2 занималась та же кампания Acclaim, и в итоге была масштабная кампания в 10.000.000$, а слоган гласил: «Ничто…Ничто тебя не подготовит.»
После выхода первой части для домашних консолей продажи тиражом в 6.000.000 копий. В то время это было очень много. О её выходе много рассуждали на телевидении и в профильных журналах. Выход игры на домашних консолях нёс много проблем, но к выходу второй части ситуация была благоприятнее, но проблемы были. В эпоху войны консолей разница могла быть огромной, из-за чего качество портов отличалось, но лучшими считаются порты на PC и SNES. За первую неделю продажи принесли 50.000.000 $. К концу года продано было 2.500.000 копий, а доход составлял 150.000.000$. К 2002 году он числился значением в 400.000.000$.
Помимо разработки, Эд Бун начал продвигать MK в массы, участвуя на игровых выставках, Comic-con и давать интервью журналистам. Без скандалов не обошлось в США, там её назвали самой кровавой игрой 1994 года. В японской версии была цензура: вместо крови была какая-то зелёная масса, а в Германии её вообще не выпустили, разве что на Game Boy, так как она нарушала законодательство. Но это не помешало стать культурным феноменом. Если первая часть зацепила аудиторию США, то вторая зацепила весь мир, учитывая то, что разница между их выходами один год. В это же время куча мерчендайза появилась на свет, что закрепило большую популярность.
Mortal Kombat 3 и судебные разбирательства с актёрами.
Сразу после выхода второй части разработчики начали создавать следующую часть, которая сыграет важную роль для франшизы. Да, это Mortal Kombat 3, а затем позже Ultimate Mortal Kombat 3, которую фанаты считают лучшей в серии. До разработки случился очень неприятный момент: актёры, исполнявшие образы персонажей подали в суд на Midway по той причине, что части денег с продаж не было выделено им. Дело было проиграно, а актёры уволены, поэтому пришлось искать замену. Из-за этого в MK3 персонажи выглядели по другому. Ещё и из-за того, что актёр Даниэль Песина, подаривший образ Джонни Кейджа, был изображён в рекламе игры «Bloodstorm» которую позиционировали как убийцу MK(как наивно), но игра провалилась.
Джон Тобиас в интервью поделился информацией о том, что третью часть планировали сделать в 3D, но позже отказались.
Также добавили новых персонажей: Страйкер — полицейский; Шива — представитель расы шокан; Ночной Волк — шаман из племени апачи; Сайракс — кибер-ниндзя из клана Лин Куэй; Сектор — кибер-ниндзя; Синдел - королева Эдении; Кабал — человек, который может жить только в своей маске; Смоук — кибер-ниндзя(секретный персонаж).
Ночной Волк
Были и нововведения: добавлен бег, небольшую интерактивность на аренах и новое добивание, «анималити»; комбат-коды, позволявшие создать иные условия боя или для открытия пасхалок. В игре использовались препрограммированные комбо. Был придуман выбор аркадной башни, от которой была зависимость в количестве противников.
Не смотря на коммерческий успех проекта, фанаты оказались недовольны. Во-первых, резко изменившийся стиль арен, во-вторых, не было знакомых лиц. И у них сложилось впечатление, что творческий потенциал у команды кончился или споры внутри команды были долгими. Для фанатов из новых персонажей были интересны Шива, Кабал и Синдел. Главный недостаток привезли сами разработчики. Один из них, Сэл Дивита, давно работал программистом и ему предложили попробовать побыть актёром для записи движения новых персонажей, и в итоге студия сэкономила деньги, но как у актёра у него было не очень хорошо с этим. Он не знал боевых искусств, и не был особо низкорослым и лёгким как другие актёры, из-за чего приходилось некоторые движения дорисовывать на компьютере. Он был ответственен за создание кибер-ниндзя, которых отличали по цвету. Как описывалось выше, всё это вызывало недовольство фанатов, хотя игра была не плохой.
PR-компания была настолько мощной, что в 2011 она была добавлена в книгу рекордов Гиннеса как самая рекламируемая игра в жанре файтинг. Она была настолько коммерчески успешной, что Sony за релиз на PlayStation заплатили 12.000.000$. В СНГ её плохо знают, но знают дополненную версию UMK3. О которой сейчас и будет идти речь. Её разработка началась после выхода оригинала и она должна была исправить её ошибки. Midway бесплатно меняла автоматы с оригиналом на обновлённую версию. Позже, в 1996-ом году, она была выпущена на основные платформы. Причём, аркадные и консольные билды сильно отличались друг от друга и это сделали осознанно, чтобы игроки не были уверены, что знают всё о игре. В версии для Sega Saturn Шанг Цунг мог превращаться в Смоука, что нельзя было делать в оригинале. Теперь секретных персонажей открывали в отдельном меню, а не вводом кодов для каждого. Появилось ещё больше комбат кодов, а некоторые в аркадных перестали работать.
Версии для Sega Genesis (в Америке) и Sega Mega Drive, а также SNES заметно хуже из-за железа. Поэтому много всего вырезали и упростили механики. Одним из нововведений стал режим 2 на 2 и режим турнир, где играли восемь игроков. Это позволяло друзьям выбрать предпочитаемых персонажей и провести свою «смертельную битву», и благодаря этому популярность UMK3 только возросла.
Также были проведены правки, в том числе и балансные.
Была добавлена новая башня, которая состоит из 12 противников и вернулись матчи на выносливость из оригинальной MK. Игроку требовалось биться с двумя противниками или с тремя за раунд. После прохождения башни или турнира появлялись «потерянные сокровища Шао Кана». Выбирая сокровище, можно было получить разное. Например, обучение фаталити, бои с секретными персонажами или игру в «Galaxian». ИИ стал умнее из-за чего бои стали более ожесточёнными, с применением разных тактик и комбинаций. Коммерческий успех не заставил долго ждать. Игроки забывали о предыдущих частях, в том числе и MK3, зависая в UMK3. Поэтому Эд Бун в 2004 году признался, что UMK3 — любимая игра серии. Всё это не ограничилось и вернули старых персонажей, которых не было в оригинальной версии игры. Это были Скорпион, Саб-Зиро «классический», Китана, Милина и Рептилия. Также были добавлены новые персонажи. Джейд — секретный персонаж из MK2; Ермак — персонаж, слухи о котором ходили с первой части; Нуб-сайбот и человеческая версия Смоука.
По этим причинам UMK3 является самой любимой игрой в серии среди фанатов, в том числе и Эда Буна.
Дальше нас ждал сборник под названием Mortal Кombat Тrilogy. В него вошли все персонажи и арены из трёх частей. Также это была первая игра в серии, которая давала возможность поиграть за под-боссов и боссов. Была добавлена шкала «aggressor», она заполнялась при блоке ударов и комбинаций, давала кратковременное усиление скорости и урона. Добавлены были «бруталити». Они выполнялись с помощью комбинаций 11 кнопок, а был ответом «Killer instinct» с его ultra combo. Также был доработан сюжет во всей трилогии, сделавшийся её каноном.
И всё эти нововведения позволили ей массово раскупаться и закрепить большую популярность во всём мире, но в будущем серию подкосит многое, и это уже другая история.