Найти тему
LANASKINO

Невинные (1961)

Оглавление

Фильм Джека Клейтона о странном доме с Деборой Керр в главной роли.

Премия Эдгара Аллана По за Лучший кинофильм и номинации в Каннах и на BAFTA.

О чем кино?

Красивый фильм-ужасов о женщине, которую нанимают следить за двумя племянниками занятого и безразличного человека в огромном поместье. Разумеется, полупустой дом и красивый большой сад таят в себе секреты, с которыми приходится разбираться няне.

Зачем смотреть?

Во-первых, если нравятся фильмы ужасов об огромных печальных домах с секретами.

Во-вторых, можно насладиться Деборой Керр и её огромным диапозоном эмоций: от радости тому, как прекрасен сад с белыми цветами, до страха темных скрипящих комнат и решительности положить конец всему страшному и заслуживающему окончания.

В-третьих, эстетически поместье действительно красиво. Кстати, это вполне реальное место в Восточном Сассексе в Англии - Sheffield Park and Garden

Внимание: спойлеры!

Смысл.

Диалогам Трумана Капоте приписывали много фрейдизма. Какое именно преломление найти - тут вопрос ко зрителю.

Но тема домов, особенно с привидениями, в кино популярна, возможно, потому, что Дом - это символ личности человека, того набора опыта, мыслей и переживаний, который имеет внешние материальные границы - то есть физическое тело, которое мы видим сами в зеркале.

Свиду дом прекрасен, а вот внутри его таятся мрачные секреты, бегают неоднозначные дети обоих полов, живет старуха, которая следит за порядком и желающая закрыть глаза на все непонятное, что ей не нравится.

Если перейти к человеческой психике, то разве это не традиционное треединство Берна - ребенок, взрослый и родитель?

Со взрослым все очевидно - это героиня Деборы Керр - Мисс Гидденс (Miss Giddens), которая пытается разобраться с тем, что происходит в "доме", то есть в ней самой. Пожилая служанка - Миссис Гроуз (Mrs. Grose) - это Родитель, которая устанавливает правила и закрывает глаза на деструктивное во благо. Эта часть психики, которая пытается сгладить углы, но способна осудить. Недаром героиня Керр просит у служанки, чтобы та не судила ее. Особо интересен тут диалог между ними:

To wake a child out of a bad dream is that a cruelty?
...You'd know that waking a child can sometimes be worse than any bad dream.

То есть

Разве разбудить ребенка от кошмара жестоко?
...(поживи Вы с мое) Вы бы знали, что будить ребенка может быть хуже, чем любой кошмар.

Дети - это основа творческой силы личности, естественное ее состояние и реакции. Героиня Керр до безумия хочет дать детям любовь и утверждает, что любит их больше, чем что-либо. Мальчик и девочка - это анимус и анима. Проявление мужского и женского начал в психике (тут уже мы уходим к Юнгу). Девочку Керр "спасает" правдой, показывая ей дух женщины, которая захватила ее. Взрослой женщины, которая страстно любила мужчину. Ребенку становится плохо, но власть призрака ослабевает. Мальчик же не выдерживает столкновения с призраком взрослого мужчины и умирает.

И здесь есть над чем порассуждать. С одной стороны, речь может идти о внутреннем взрослении героини. Что она не желает взрослеть сама и принимать то, что она женщина, а уж тем более, что внутри ее личности существует и мужское начало. Не справившись, она должна принять ответственность за это. С другой стороны, можно расценить, что она прогнала Родителя и внутреннего Ребенка (отправив служанку с девочкой из дома) и тем самым она лишилась дополнительных сил и ресурсов, что привело к гибели мальчика.

В любом случае при такой трактовке есть над чем подумать и порассуждать, а просмотр кинофильма становится более интересным. Хотя киноленту и обвиняли в том, что в ней кроме фрейдизма ничего нет, я вынуждена сказать, что если убрать все психоаналитические контексты и домыслы, фильм все равно заслуживает внимания.