Нравится Вам это или нет - все школьники страны так или иначе перешли или вот-вот перейдут на дистанционное обучение. Неважно, родитель Вы, учитель или просто гражданин, у Вас точно есть несколько вопросов, которые Вас озадачивают, а то и тревожат. В сегодняшней статье - 10 проблем, с которыми столкнется почти каждый из нас.
Проблема №1. "А что, так можно было?"
Извините за заезженную фразу, но ведь у многих этот вопрос так и бьется пульсом в головах. Для учителей: а что, мы все это время могли работать из дома? Для родителей: а что, мы все это время могли не ходить в школу? Ну и для чиновников: а что, мы все это время могли меньше платить, если бы все сидели дома?
Да, так можно! Но проблема, как известно, это в корне неразрешимое противоречие. А противоречие вот в чем: во-первых, школа возникла и существует для того, чтобы родители (матери) могли работать, а дети находились под присмотром. Во-вторых, сама академическая суть обучения в школе сводится к личным контактам между учителями и учениками и между учениками. Это касается и обучения, и воспитания, и развития.
"Дистант" неизбежно приведет к снижению качества обучения как его себе понимают родители и сами дети. Учителя же, как известно сами управляют "качеством" - то есть оценками. Именно из-за снижения качества "так" раньше и не делали.
Проблема №2. Техническое оснащение.
Не у всех учеников есть компьютер и Интернет. Ну не у всех же. Ну пусть у всех, кого вы лично учите, знаете, у тех кто живет по соседству, но не у всех!
Не у всех учителей есть нормальный компьютер и Интернет. Представьте себе, не у всех. А если и есть, то у многих один домашний, с которого должен и муж поработать, и двое детей самого учителя поучиться. Ну четырех компьютеров нет ни у кого.
Учителя также сидят дома, в школу нельзя. Это может вынудить учителя выбирать материал исходя не из интересов учеников, а из своего технического оснащения.
Проблема №3. Нагрузка на учеников.
Некоторые учителя, особенно начальных классов, развернулись во всю прыть и назадавали уже столько, что ученик=ребенок целыми днями вынужден просматривать презентации/видеоуроки, выполнять тесты и все это перед экраном. А ведь есть нормативы просмотра экрана в зависимости от возраста. Да, механизмы есть весьма учителю удобные. Но кроме Вас, уважаемые учителя началки, есть еще "музыкант", "иностранец", "физрук", "художник" и др. Они - не поверите - тоже внаглую задают по своим предметам.
В итоге нагрузка на учеников бесконтрольно растет. Причина математическая - нет лимита времени.
Проблема №4. Нагрузка на учителей.
Во-первых, приходится перекраивать программу и календарный план под конкретные ресурсы. Во-вторых, нет таких средств контроля как лично послушать/посмотреть на работу ученика, как это было во время урока. Все это превращается в работу с большими объемами файлов и электронных форм.
Проблема №5. Списывание.
Возможно, есть определенная доля учеников и родителей, настроенных на серьезное изучение предмета. Но есть огромное количество тех, кто пойдет по пути наименьшего сопротивления и начнет списывать ответы на тесты ради оценки. Да, можно слегка подогнать задание, но, извините, учебники разрабатываются годами, одному учителю сесть и перевернуть "бумажное" обучение, превратив его в электронное - нет, тут задача для коллектива профессоров и докторов.
Проблема №6. Нагрузка на каналы связи и онлайн-сервисы.
Многие сайты не выдерживают наплыва регистрирующихся и обучающихся учителей и учеников и просто тупо висят в течение рабочего дня. Также возможны сбои в скорости подключения как у учителя, который решит вести урок по видеосвязи, так и у его учеников.
Проблема №7. Контроль учебного процесса со стороны администрации школы и органов образования (простите, "просвещения").
Раньше у администрации ("завуча") был десятилетиями наработанный пакет инструментов: журналы/дневники, "заглядывание" в кабинеты, отлов бродячих учеников, шумы/крики, по которым можно было определить, что уроки все-таки, несмотря ни на что, проводятся.
В случае же с дистантом, завуч практически лишен технических средств контроля учебного процесса, кроме оценок в электронных журналах. Ну, а оценки эти остаются на совести учителя. Пока неясно, какие сервисы ведут протоколы обучения, какие - нет, либо все работы нужно сохранять в электронном виде.
Проблема №8. Дети из неблагополучных семей и "вытягивание" отстающих.
К сожалению, поддержка рождаемости у нас часто приводит к возникновению неблагополучных семей с детьми. Родители привыкли вести асоциальный образ жизни, зная, что дети находятся по садикам/школам, их там покормят и худо-бедно воспитают/научат.
Теперь же они вынуждены оставаться дома, скорее всего все вместе. Я предвижу, что родители вспомнят о своих правах (вместо обязанностей), потребуют "учесть индивидуальные особенности" учеников, давать "другие" задания, "объяснять еще раз" и так далее. Предсказываю всплеск жалоб на школы на ненадлежащую организацию дистанционки.
Кроме того, именно в этих семьях есть проблема технического оснащения, чаще всего только кнопочные телефоны или старые смартфоны без выхода в Интернет. И именно эти дети чаще всего в "отстающих".
Если на уроке я могу немного закрыть глаза на промахи, скрепя сердце поставить "троечку" за письменную работу, то в случае дистанционного обучения по сети, объективность контроля многих выведет на "2" либо они просто "замолчат", т.е. это будет "неаттестация".
Проблема №9. Выпускные классы.
Даже не знаю, что могу прокомментировать - Вы сами все понимаете. Это русское народное слово на букву "Ж" (большая).
Проблема №10. А если это навсегда?
Я, как учитель, очень обеспокоен тем, что чиновники всех уровней, увидев красивые отчеты о том, как хорошо прошел месяц/четверть дистационки, однозначно ответят "ДА" на Проблему №1. Да, так можно! И вместо решения вопросов с педагогическими кадрами и хоть какого-нибудь роста зарплат, будут внедрять частично или полностью дистант в отдаленных территориях, сельской местности, малых городах и т.д.
Боюсь ли я потерять работу? Не очень. Я боюсь потерять тот мир, который мы знали и любили до эпидемии коронавируса.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на меня, ставьте "палец вверх" и комментируйте - отвечу всем. Здоровья Вам!