Найти тему
Василина Могутова

почему самолёты не летают по прямой?

вы хоть раз путешествовали длительным рейсом? спустя какое то время уже не хочется спать, все скачанные фильмы закончились , и нет никаких идей, чем себя занять. пара понаблюдает за картой полета, но все что приходит в голову это "эй ,капитан ,может из нью-йорка в берлин есть более короткий путь?" сам собой напрашивается вопрос. почему маршрут полета всегда такой изогнутой? все просто. земля круглая. карты, в отличие от планеты, имеющей форму сферы, плоские. так что, маршрут самолета, как правило, выглядит изогнутым. но если посмотреть его на глобусе, он будет выглядеть прямым кратчайшее расстояние между двумяточками. на поверхности земли называется ортодромии, но большинство карт они изображаются кривыми линиями. так что ,если вам кажется, что вы делаете ненужный крюк через восточное побережье канады, на самом деле это самый короткий путь по воздуху. "простите капитан, теперь я все понял". но ортодромияэто скорее оптическая иллюзия на карте,которая не объясняетеще кое-что. почему короткие внутренние перелеты иногда тоже имеют форму зигзага? такие маршруты вряд ли как-то причастны к изгибу земли. верно. в сша, например, в любой момент времени в воздухе находится до пяти тысяч самолетов. то есть, каждый день над одной единственной страной летает почти 50000 воздушных судов. на больших высотах самолеты должны находиться друг от друга на расстоянии, как минимум, 600 метров по вертикали, а на малых высотах 300 метров. умные спутниковые системы коммуникации дают авиакомпаниям возможность изменять маршрут, и по ходу движения, учитывая каждую деталь, от погодных условий до других самолетов, безопасность перелета всегда важнее его скорости, поэтому, кажущаяся самой короткой на карте или глобусе траектория зачастую бракуется навигаторами и авиадиспетчерами. другая причина, по которой самолет может лететь зигзагом кроется в юридических тонкостях. например, самолеты не могут летать над определенными территориями, белым домом,тадж махалом, букингемским дворцом и даже диснейлендом. самолета обязаны облетать запретные зоны, выбирая менее прямой маршрут. почему на самолете нельзя использовать телефон, кроме как в режиме полета? во-первых, таков закон. по крайней мере, в некоторых странах , в тех же соединенных штатах америки в 1991 году вышел запрет на использование беспроводных технологий на борту во избежание помех. с тех пор не появилось доказательств того, что телефон как-то влияет на работу систем самолета. впрочем, и доказательств обратного тоже нет. поэтому, даже несмотря на значительный прогресс, с момента введения закона правительство предпочитает соблюдать осторожность.хорошая новость в том, что многие авиалинии установили на борту вай фай, так что смело включайте режим полета, вы все равно сможете посмотреть последнее видео, пока летите через всю планету. если конечно, сможете услышать что там говорят. почему нельзя сделать самолёт и менее шумными?у автомобили ведь есть глушитель, почему что-нибудь похожее нельзя поставить и на самолет? дело вот, в чем глушитель у машины посылает поток выхлопных газов из двигателя внутреннего сгорания, через целый ряд звукопоглощающих материалов. они и глушат звук мотора. но если то же самое проделать с реактивным двигателем, этот метод просто не сработает. поток выхлопных газов помогает двигателю набрать тягу, которая как раз и дает самолету подняться в воздух и летать. любой рассеиватель или глушитель снизитсилу тяги, и энергия, вырабатываемая двигателем, потратится впустую.самый громкий шум самолет создает когда разгоняется на взлетно-посадочной полосе,и наличие глушителя на двигателе тут не поможет. все дело в звуковых волнах,создаваемых в результате реакции между горячими и быстро движущимися выхлопными газами и холодным неподвижным воздухом. как самолеты переносят удары молнии? без особых сложностей, по приблизительным оценкам, каждый пассажирский лайнер находящиеся в эксплуатации получал удар молнии как минимум раз в год. и хотя любой самолет, подвергшийся такому испытанию, обязательно проверяют после посадки, чаще всего он остается в полном порядке. все потому, что современные воздушные суда проектируют с учетом возможного удара молнии. производители самолетов очень осторожны при прокладывании проводки. когда молния бьет в самолет, она обычно попадает в его край ,например, в крыло или нос, и электрический ток выходит с хвоста. корпус самолета или фезюляжа выступает в роли клетки фарадея. это контейнер, который блокирует электромагнитные поля. заряд от удара молнии движется по внешней части самолёта, защищая внутреннюю, где как раз сидите вы. так что когда самолет облетает грозу, обычно, это связано не с молнией а с турбулентностью и возможными повреждениями от града. но если самолет может пролететь через грозу, то почему он не может летать в жару? воздух летом с каждым годом становится все накалённее, и количество рейсов, отмененных из-за сильной жары , увеличивается. жар воздействует на самолет по-разному. горячий воздух менее плотный, нежели холодной и крылья создают меньше тяги, так что, чем жарче за окном, тем быстрее нужно разгоняться самолету, чтобы взлететь. а для этого нужен больший участок полосы. но длина полосы ограничена, так что единственный выход в этой ситуации переждать жару. так же, есть вероятность перегрева внутренней электроники, которая нагревается даже в обычный день. добавьте сюда жару за 40 градусов, и поломки неизбежны. именно поэтому в жаркий день ваш рейс могут отменить.