Найти тему

Дневник капитана Де-Лонга

Жаннетта, Генриетта... какие красивые женские имена! Но это и небольшие острова в Восточно-Сибирском море. Эти острова были открыты в 1879-1881 годах экспедицией американского лейтенанта военно-морского флота капитана Джорджа Вашингтона Де-Лонга.

Джордж Де-Лонг
Джордж Де-Лонг
Джордж Де-Лонг (22.08.1844 -30.10.1881) Американский мореплаватель и полярный исследователь. Родился в Нью-Йорке в семье выходцев из Франции, выпускник Морской академии, кадровый морской офицер. В 1873 году на корабле «Джуниата» участвовал в поисках в море Баффина пропавшей американской экспедиции под руководством Чарльза Френсиса Холла, вышедшей из Гренландии на судне «Поларис». Являлся сторонником гипотезы французского гидрографа Г. Ламбера и немецкого географа Петермана о «ледяном барьере» и «свободном ото льда море» в районе Северного полюса.
В 1879 г. возглавил экспедицию на яхте «Жаннета». Во время дрейфа экспедиция открыла острова Жаннетты и Генриетты, а после гибели яхты, во время дрейфа на льдине, — остров Беннета. Дневник Де-Лонга, который он вел до дня смерти, был опубликован под названием «Плавание «Жаннеты». Именем Де-Лонга названа группа мелких островов в Восточно-Сибирском море.


Издательство «Паулсен» представляет Вашему вниманию книгу
«Плавание «Жаннеты». История экспедиции на судне ≪Жаннета≫ напоминает приключенческий роман со всеми необходимыми для этого жанра атрибутами: гибель капитана и судна, спасение части экипажа, неожиданные находки и загадки. В конце 70-х и начале 80-х годов ХIX века отдельные государства и многие исследователи мечтали об открытии Северного полюса, новых территорий на севере и о прохождении морским путем вдоль арктических земель. Экспедицию Джорджа Де-Лонга финансировал издатель Джеймс Гордон Беннетт, давно задумавший поиски Северного полюса. Формально Де-Лонга и его команду нанимало Военно-морское министерство США, так как только в такой конфигурации можно было привлечь самых опытных и смелых полярников того времени, которыми являлись кадровые морские офицеры. Из их числа был и Де-Лонг. Он с отличием окончил Военно-морскую академию в 1865 году. Кроме большого опыта плаваний в теплых морях, у него имелось знание полярной специфики. Де-Лонг в 1873 году участвовал в поисках пропавшей экспедиции Чарльза Френсиса Холла в море Баффина и у берегов Гренландии. Организация экспедиции проходила без лишней спешки, разумно и спокойно. В 1876 году Де-Лонг и Беннетт приобрели паровой барк ≪Пандора≫, переименовали его в честь сестры Беннетта в ≪Жаннету≫ и начали подготовку. Выбор Беннетта был весьма удачным. Де-Лонг, при всей имеющейся на тот момент весьма скудной информации о полярных регионах Земли, тщательно продумал и состав команды, и снаряжение, и маршрут.

яхта "Жаннета" 1878г.
яхта "Жаннета" 1878г.

8 июля 1879 года корабль вышел из порта Сан-Франциско с экипажем из 32 человек в направлении Чукотки. Впоследствии, когда случилась катастрофа и корабль оказался раздавлен льдами, расчет на дисциплину и выдержку кадровых морских офицеров себя оправдал. Высадившаяся на лед команда была сплоченной и дружной. И в сложных условиях Де-Лонг продемонстрировал умение организовывать людей, контролировать ситуацию и заботиться об экипаже. Почти два года ≪Жаннету≫ по воле ветров и течений носило в холодных водах, однако в конце концов судно не выдержало натиска пакового льда и затонуло. Команда организованно высадилась на лед со снаряжением и пыталась добраться до суши на санях и лодках. Трагедия случилась в сентябре 1881 года, когда три лодки с экипажами бурей разметало по морю и они потеряли друг друга из виду. Спасшийся с 11 матросами инженер Джордж Мельвилль затем организовал экспедицию, чтобы отыскать капитана и остальных людей, но безрезультатно. Только в марте 1882 году удалось найти последнюю стоянку Джорджа Де-Лонга и его товарищей, а также их тела и дневник, который капитан вел до последних дней жизни.

Издательство "Паулсен"
Издательство "Паулсен"

Представленная вашему вниманию книга появилась благодаря жене Де-Лонга Эмме. Она собрала дневник капитана, его переписку, вырезки из газет, отчеты Военно-морского министерства и бумаги других участников экспедиции. Яркие страницы повествуют о продвижении по льдам экипажа судна и вселяют в читателя уверенность в благополучном исходе дела. Однако этого не случилось. Причину неудачи следует искать не в просчетах руководителя или команды, а в отсутствии массива общих и специфических знаний о природе полярных областей: карт морских течений, сведений о дрейфе льда, гидрографической информации и сведений о ветрах. Незнание Де-Лонгом географии дельты реки Лены, в то время еще несудоходной, непонимание масштабов и мест проживания коренного населения, а также отсутствие метеорологических сводок привели к гибели капитана и части экипажа. Перед нами книга, которую можно назвать более приключенческой, нежели научной, показывающая силу духа, терпение, мужество и веру героев Арктики – все те человеческие качества, которые по-прежнему необходимы полярным путешественникам.

Заказать книгу можно на сайте издательства «Паулсен».