Ian Campbell Folk Group были образованы еще в 1956 году и с успехом выступали до конца семидесятых. У их основания стояли брат и сестра – Иан и Лорна Кемпбеллы. Они были выходцами из северного шотландского города-порта Абердин, из старинной певческой семьи. Иан родился в 1933 году, Лорна – в 1939. После войны семейство Кемпбеллов переехало в Бирмингем, где и произошло становление детей. Когда в Британии начался бум скиффла, Иан был уже взрослым, возможно поэтому созданная им Clarion Skiffle Group не продержалась долго, точнее – долго не продержался скиффл, которым был увлечен Иан и его команда. В состав группы, кроме Лорны и Иана, входили гитарист Дейв Филлипс и банджоист Гордон МакКуллох. Иан был безусловным лидером, что отразилось в названии группы: с 1958 года они назывались The Ian Campbell Four.
Северошотландское происхождение и верность семьи Кемпбеллов народной традиции не позволили скиффл-команде переродиться в ритм-энд-блюзовую группу и пополнить блистательный список бирмингемского рока, возглавляемый The Spencer Davis Group. Иан Кемпбелл пошел другим путем. Его группа все более склонялась к исполнению народных песен. В 1959 году вместо Гордона МакКуллоха был принят девятнадцатилетний Джон Данкерли, игравший на банджо, аккордеоне и гитаре, а еще через год в группу пришел Дейв Свобрик, скрипач и мандолинист. Сам Иан Кемпбелл оставался неизменным певцом и аранжировщиком. Таким образом, групппа была подобрана под исполнение народных песен и баллад, которые приветствовались завсегдатаями клуба «The Crown» («Корона»).
…Этот старинный паб можно без труда найти в центре Бирмингема, на Стейшн-стрит, неподалеку от вокзала. Несмотря на тотальную реконструкцию, после которой привокзальная часть города с многослойными эстакадами и нагромождениями современных строений стала напоминать американский мегаполис, старое угловое здание, на первом этаже которого находится «The Crown», устояло и служит тем немногим ориентиром, на котором хочет остановиться глаз. Как и знаменитое кафе «Roundhouse» в Сохо, паб «The Crown» — полукруглый и окнами выходит на две улицы. Но, в отличие от цитадели британского ритм-энд-блюза, бирмингемское заведение более просторное, изысканное и комфортабельное. Обретающаяся здесь публика также совершенно иная, чем на Wardour Street. В основном, это опрятно одетые мужчины зрелого возраста, чтобы не сказать старики, удобно расположившиеся на дорогих стульях или облокотившиеся на роскошную стойку из красного дерева, попивающие пиво или виски, неторопливо ведущие беседу, никуда не спешащие, не суетящиеся, равнодушные (если это не футбол) к нескольким телеэкранам, подвешенным под потолком. Слева от стойки находится небольшой помост, на котором в наши дни изредка играют музыканты и где в начале шестидесятых много раз выступала группа Иана Кемпбелла. Если вы окажетесь в Бирмингеме и захотите покоя и пива, то лучшего места не отыскать. Скучать вам не дадут лица завсегдатаев, глядя на которые можно прочесть историю города, узнать о происходивших здесь событиях, в том числе музыкальных, а если спросите у немолодого бирмингемца, стоящего у стойки бара, о семействе Кемпбелл, то вам, быть может, расскажут и о них: все дело в количестве выпитого пива, которое развязывает язык и влияет на память. Нигде таких выразительных мужских лиц, как в бирмингемском пабе «Корона», я в Англии больше не видел…
Итак, слава Ian Campbell Folk Group вскоре долетела до чуткого слуха менеджеров фирмы Topic, и сотрудничающий с ней звукоинженер Билл Лидер, стал наведываться в Бирмингем. Его визиты завершились изданием в 1962 году пластинки «Ceilidh» (Topic TOP 76) с шестью песнями, записанными прямо в пабе. Эту пластинку принято считать дебютной. Вторая «эпишка» вышла в том же году – «Songs of Protest» (TOP 82).
Благодаря этим изданиям, известность ансамбля вышла за пределы Бирмингема. Группу стали приглашать в Лондон, где они, кроме успешных выступлений в столичных клубах и пабах, попали в поле зрения Натана Джозефа, шефа небольшой фирмы Transatlantic. С 1963 года началось сотрудничество Иана Кемпбелла с Transatlantic, которое продолжалось до конца шестидесятых и вылилось в издание ряда блистательных альбомов.
Первый из них – «This Is The Ian Campbell Folk Group» – был записан Биллом Лидером и издан в 1963 (TRA 110). К этому времени вместо Филлипса в группу был принят вокалист и гитарист Брайан Кларк, который вскоре стал мужем Лорны. В записи также участвовал Брайан Броклхёст, игравший на контрабасе. Альбом вызвал такой восторг, что уже через год его переиздала фирма Contour Record (2870 314).
С этого времени Ian Campbell Folk Group становятся известными во всей Англии, их влияние быстро распространяется. Скрипка Свобрика, голоса Иана и Лорны стали фирменным знаком группы. Дейв особенно блистает в старинной песне китобоев «Blow Boys Blow» и в инструментальных пьесах, состоящих из нескольких народных мелодий (medley), а Лорна — в песне «Garton Mother’s Lullaby», которую поет под аккомпанемент банджо Данкерли. Происхождение песни неизвестно, но она – одна из любимых у Иана. Он и сам горазд на удачные сочинительства – «The Apprentice’s Song», например, которую исполняет Брайан Кларк. Великолепна и народная песня «The Waters of Tyne», когда к голосу Лорны и едва слышному банджо подключается низкое звучание скрипки Свобрика. Обаятелен голос и самого Иана в песне «To Hear the Nightingale Sing» и особенно в «The Unquiet Grave» («Беспокойная могила»), старинной песне, упреждающей о том, что нельзя тревожить дух усопшего. Иан поет под негромкий аккомпанемент банджо. Завораживающе звучат баллады «Rockin’ the Cradle» и «The Jute Mill Song», в которых солируют Брайан и Лорна.
Альбом «This Is the Ian Campbell Folk Group» – классика британского фолка и стандарт, которого придерживались вновь образующиеся фолк-группы: универсальность музыкантов, техническое мастерство, традиционный материал, бережные аранжировки, равноправное участие в творчестве каждого музыканта, присутствие вокалистки. В музыке Ian Campbell Folk Group нет экспериментаторства, нет претензий на экстравагантность, нет эпатажа, тем не менее их звучание было новым для слуха послевоенного поколения, а участие в группе молодых музыкантов привлекало молодежную аудиторию. Именно благодаря Иану Кемпбеллу многие юные музыканты взялись за исполнение фолка.
В 1964 году группа появилась в завидной компании на сборнике «Farewell Nancy», представив сразу пять песен – «Lovely Nancy», «Row, Bullies, Row», «Lowlands Low», «Poor Old Horse», «The Hog-Eye Man». В том же году вышел второй альбом — «Across the Hills» (TRA 118), подтвердивший репутацию группы. Затем последовали новые издания: в 1965 году «Contemporary Campbells» (TRA 137) и в 1967 — «New Impressions of the Ian Campbell Folk Group» (TRA 151). Последний альбом записан в 1966 году уже без участия Свобрика, который стал работать с Мартином Карти. На место Дейва пришел Джордж Уоттс (George Watts), игравший на флейте, пикколо и кларнете. Эти инструменты, а также аккордеон, на котором в нескольких песнях играл Данкерли, решительно изменили звучание группы. Как всегда прекрасна Лорна! Теперь ее голос - в более богатом обрамлении, а в старинной шотландской балладе «Aye Waukin O», кроме выразительной гитары Кларка, присутствуют виолончель и гобой. Но Лорна отлично поет и без аккомпанемента. В песне «The Lard O’ Windy Was», заимствованной у Джинни Робертсон, её голос порхает, словно полевая птица. Любопытна и версия, быть может, самой известной английской песни «Greensleeves», в которой флейта Уотса осторожно и робко пытается вырваться за рамки традиционной мелодии, но, к счастью, остается удержанной толщей веков, из которой явилась. Интересен и «Berwick Brose» – народный шотландский танец, в котором поочередно выступают на передний план банджо и флейта, в то время как гитара обеспечивает ритм, так что нетрудно представить танцоров.
Кроме так называемых «номерных альбомов», Ian Campbell Folk Group издавались на сборниках фирм Topic, Argo и Transatlantic. Так в «трансатлантический» сборник «The Best of British Folk Music» (1966, XTRA 1031) вошли три песни группы, две из которых представлены впервые, а исполнение Лорной баллады «The Grey Cock» без аккомпанемента - доказательство того, что эта певица была одной из лучших в британском фолке шестидесятых.
Международным признанием группы послужило включение их в собрание «The Folk Box» (EKL 9001), состоящее из четырех частей и 18 подготовленное в 1964 году американскими фирмами грамзаписи Elektra и Folkways. С песней «Down In The Coal Mine» Ian Campbell Folk Group были единственными представителями Англии на этом авторитетном издании, вобравшем цвет англоязычного фольклора конца пятидесятых – начала шестидесятых
Следующая пластинка — «The Circle Game» (TRA 163) – появилась в 1968 году. К группе прибавился молодой басист из бирмингемской команды the Uglys — Дейв Пегг. Звучание стало жестче, выразительнее, а содержание – компромисснее: в альбоме представлены аранжировки песен американских фолксингеров: Гордона Лайтфута, Тима Хардина, Рэнди Ньюмана и двух песен Джони Митчел. В честь одной из них и назван альбом. В 1969 году Уоттс оставил группу. Вместо него был принят гитарист и банджоист Энди Смит, но главное – ненадолго вернулся Свобрик. Точнее, он принял участие в записи альбома, вернув группе прежнее звучание. Поскольку Дейв к этому времени стал признанным и даже знаменитым, альбом назвали до смешного нелаконично – «Ian Campbell and the Ian Campbell Folk Group with Dave Swarbrick» (Music for Pleasure, MFP 1349).
Песни «The Jolly Herring», ирландская армейская «The Kerry Recruit», спетые unacompanement, и трагическая «The Praties they Grow Small» (также ирландская), которую исполнила Лорна под аккомпанемент баса, чуть слышного банджо и плачущего фиддла, возвышают альбом, но в 1969 году внимание публики было отвлечено другими звуками и иными ритмами.
Группу Иана Кемпбелла часто приглашали выступить в телевизионных программах, они были участниками множества фестивалей, включая Ньюпортский 1964 года, а летом 1968 года отправились на гастроли в Чехословакию, где, по разным свидетельствам, успели записать альбом, который не был издан из-за известных политических событий. Группа продолжала активно выступать и в семидесятые, но в 1976 году от болезни скончался Джон Данкерли. Когда же, спустя два года, Лорна и Брайан разошлись, Ian Campbell Folk Group прекратили существование.
Я искал в Бирмингеме хоть какие-то корни группы, но так ничего и не нашел. Мне только сообщили, что Иан Кемпбелл живет в Ирландии у своих сыновей Али и Робина, участников известной рэп-группы UB40…
Источник:
Очерки об англо-американской музыке пятидесятых и шестидесятых годов ХХ века. Том 2. Фолк-Возрождение, книга вторая: A Jug of Punch. Писигин В.Ф., Псков, 2003.