Обновляющийся мир после глобальной войны в стремлении укрепить в обществе главную ценность – жизнь человека, в утверждении основных потребностей – знать, любить и быть счастливым, постепенно пришёл к эстетике минимализма 1960-х годов. Весь мир отринул от подавляющих человека роскошествующих государственных стилей божественно-стихийного Барокко и военно-тоталитарного Ампира. Первыми «ласточками» нового художественного стиля лаконичного дизайна явились фарфоровые птицы Алексея Сотникова – скульптора Дулёвского фарфорового завода в Подмосковье. В 1957 году появился знаменитый «Сокол». Сотников говорил: «Я создавал образ птицы, а лепил натуру с сокола. Как-то ночевал в гжельской деревне и увидел у ребятишек подраненного сокола. Прижимаясь к стене, он принимал гордую позу». Скульптор стремился запечатлеть соколиную стать и благородство, смелость и достоинство, силу характера. Он первым отказался от традиционного для фарфоровой пластики детального выявления биологических черт. Восхищение натурой птицы переходит в её отождествление с человеком, личностью, героем нового времени. Монументальный «Сокол» преодолел масштаб традиционной малой фарфоровой пластики и стал веховым произведением скульптора в реализации выдвинутой главным художником Дулёвского фарфорового завода Пётром Леоновым программы «Белой линии» – движения за откровенную подачу фарфора как драгоценного материала, за обнажение конструкции и формы, за отказ от украшательства.
За «Соколом» последовал целый ряд скульптур птиц – белейшего фарфора слегка тронутого кистью. Эта серия принесла славу СССР и Дулёву. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе «Экспо-58» Алексей Сотников за «Сокола» получил главную награду «Grand Prix». Он был оценён и простым зрителем, и компетентным экспертным жюри как символ новой красоты и радостного обновления жизни.
Силуэтное изображение скульптуры «Сокол» с 1964 года и по сегодняшний день является фирменной маркой и товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Каталожные данные:
Скульптура «Сокол». 1957
Модель: 1957, Сотников Алексей Георгиевич (1904–1989)
СССР. Дулёвский фарфоровый завод имени Газеты «Правда»
Фарфор, подглазурная роспись
Высота 54,7 см
Поступление: 1959, закупка
Государственный музей керамики в Кусково
Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14449095
Журнал «Огонёк» 1963 года сообщал о появлении фирменной марки Дулёвского фарфора в виде силуэта скульптуры Алексея Сотникова «Сокол»:
Ценители фарфора теперь будут узнавать продукцию Дулёвского завода по новой заводской марке – соколу. У марки есть своя история.
Несколько лет назад из Советского Союза в Швейцарию была отправлена посылка: первый советский взнос в Международную академию керамики. Фарфоровый белый сокол работы художника Алексея Сотникова, сделанный в Дулёве, вызвал интерес. Его узнали: «Гран при» на Всемирной выставке в Брюсселе! Им восхищались – предельный лаконизм, благородство пропорций, белизна фарфора. Его хотели купить – почему бы академии керамики не подождать, если он понравился «людям с деньгами»? Разумеется, сокол остался в академии как образец продукции, «сделанной в СССР», и как пример реалистического, жизнеутверждающего советского искусства.
Подробнее: Дулёвский фарфор против ядерной войны
Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив