Найти тему

Звезда севера: история последнего в России Boeing 737-300

Самолёты семейства Classic были первыми Boeing 737, которые массово начали эксплуатировать авиакомпании современной России. К исходу третьего десятилетия своей эксплуатации в российских авиакомпаниях, ряды "классических" 737 сильно сократились. И если "четырёхсотки" и "пятисотки" ещё можно встретить в российском небе (в основном благодаря авиакомпании UTair), то "трёхсотка" нынче стала очень редким зверем. Настолько редким, что сейчас в России эксплуатируется всего один самолёт этой модификации.

Борт VP-BKT был выпущен в 1997 году, уже на закате производства семейства Classic. Первым эксплуатантом самолёта стала американская авиакомпания Western Pacific Airlines. Меньше чем через год низкобюджетный перевозчик обанкротился и в мае 1998 года самолёт перешёл к Varig - на тот момент одной из ведущих авиакомпаний Бразилии.

-2

В Бразилии VP-BKT задержался надолго и летал в Южной Америке целых 10 лет. Наконец, в июле 2008 года самолёт кардинально сменил место жительства, войдя в состав флота российской авиакомпании "Нордавиа", в то время носившей название "Аэрофлот-Норд".

-3

Не успев полетать и полугода на просторах России, VP-BKT попал в немилость к Росавиации, в сентябре 2008 года приостановившей эксплуатацию самолёта. Причины для остановки полётов было крушение Boeing 737-500 "Аэрофлот-Норд" в Перми, произошедшее 14 сентября 2008 года. Предлог для "приземления" VP-BKT звучал как минимум странно: различия в авиагоризонтах российского и западного производства (по версии следствия это было одной из причин авиакатастрофы в Перми). Почему в таком случае останавливали полёты всего одного самолёта (да ещё и другой модификации), а не всех Boeing 737, летавших в России - неясно.

-4

В итоге VP-BKT всё же вернулся к полётам и успел полетать в "Нордавиа" до 2012 года, когда его передали в авиакомпанию NordStar. Здесь самолёт получил новый салон в максимально возможной для него компоновке в 148 мест и имя "Таймыр".

-5

В 2015 году обанкротилась авиакомпания "Трансаэро", единственная из "большой четвёрки" российских перевозчиков, эксплуатировавшаяся "трёхсотки". После этого борт VP-BKT стал единственным Boeing 737-300, летающим в России.

Судя по данным FlightRadar24, в последние несколько месяцев самолёт чаще всего летает по маршруту Норильск - Москва и Москва - Минеральные Воды.

-6

Когда именно NordStar планирует выводить VP-BKT из эксплуатации пока неизвестно. С одной стороны это довольно возрастной самолёт, к тому же проигрывающий по экономическим показателям семейству Next Generation, самолёты которого составляют основу парка NordStar. С другой - неизвестно, когда заказанные авиакомпанией Boeing 737 MAX 8 смогут подняться в небо, а значит в ближайшее время замены для последней "трёхсотки" в российском небе может попросту не найтись.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Судьба самолёта: последнее пристанище Ту-154 RA-85330

Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе

Судьба самолёта: история Ан-24 с трассы М4

SSJ-100: мнение пассажира

Судьба самолёта: история борта RA-85630

Из России в Азию: какая судьба ждёт Ту-204 Red Wings?

Ту-204С: последний советский "грузовик"