Моя подруга как-то пошутила от лица Смерти, сочинив мне шутливо-брутальную гиперболу большим шрифтом. Я, в силу собственной ограниченности, отсылки не уразумел, но решил не опускать руки, а взять в них книжку и наверстать упущенное. Поэтому моё знакомство с творчеством Пратчетта началось с первой книги подцикла о Смерти (четвёртая книга огромного цикла «Плоский мир»). К жанру фэнтези отношусь скорее положительно, но в этой рецензии мне бы хотелось обсудить нюансы конкретной книги, которая, увы, особых вострогов не вызвала.
И начать хочу с аналогий. Мир ведьмака Сапковского внимательно проработан на серьёзном фоне классической мифологии с вкраплениями уместного юмора. «Звёздная пыль» Нил Геймана аккуратно вводит нас в свой сказочный мир, не перегружая восприятие излишними новшествами и ответвлениями. Мир Лавкрафта (имеет элементы фэнтези) хоть и сложен, но выдержан в таком монотонно-мрачном единении, что в крупицах рассказов интуитивно чувствуешь взаимосвязь. Все эти миры вызывают доверие, в них хочется верить, и, соответственно, изучать.
Но вот поле сатиры для посева семян серьёзного литературного лора, на мой взгляд, не самое удачное место. Например, взаимоиндукция двух параллельных миров оставляет достаточно простора для размаха юмора и необычных сюжетных поворотов. Но когда начинаются более серьёзные рассуждения о физике или мироустройстве, то это хочется просто пролистать, так как вникать в такуя явную выдумку просто не хочется. Возможно, фанаты «Плоского мира» и найдут тут драгоценные подробности и уточнения, но если вы знакомитесь впервые, то рискуете просто не успеть настроиться на нужную волну.
Юмор, кстати, чем-то напоминает «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса или «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джерома. Сначала нагнетаются какие-то стандартные ситуации или образы, после чего неожиданно подмениваются добротной абсурдностью. Разрыв шаблонов. Например, неприступный вестник небытия Смерть наделяется вполне человеческими чертами, мрачноватым добродушием и экзистенциальными вопросами о существовании и поиске счастья. Очень колоритный персонаж и лично у меня он вызывает наибольшую симпатию.
Его же ученик Мор проходит типичный путь героя: из деревенского неряхи в знатного зятя Смерти. Хоть я и не любитель счастливых финалов, надо отдать должное выбору Мора, который нарушил заведённый порядок: спаси неизвестную принцессу, она обязательно окажется любовью всей твоей жизни ! Любовь это не просто внешняя красота и романтика, но также и достойные поступки.
— … если ты спасаешь принцессу, это вовсе не означает, что надо сломя голову бросаться в воду.
— ОЧЕНЬ БЛАГОРАЗУМНО. СЛИШКОМ МНОГИЕ ДЕВУШКИ ПРЫГАЮТ В ОБЪЯТИЯ ПЕРВОМУ ЖЕ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ПРОБУДИВШЕМУ ИХ, К ПРИМЕРУ, ОТ СТОЛЕТНЕГО СНА.
В целом, хорошая книга. Особенно понравился невозмутимый юмористический подход ко всем временным парадоксам и их последствиям. Да и Смерть получился вполне харизматичным и славным парнем. Если вам нравится жанр фэнтези и вы уже обладаете какими-то познаниями о «Плоском мире», то познакомиться со Смертью стоит (как бы страшно это не звучало). Но если вы, как и я, далеки от темы, то я бы не рискнул начинать знакомство именно с этой книги (по указанной выше причине). Советую сначала уточнить у профессионалов, с чего начинать будет выгоднее всего. В моём же случае впечатление уже сложилось: 6/10.
P.S. Если вам ближе более лаконичная форма рецензий, то предлагаю подписаться на мой Инстаграм. Соответствующая ссылка указана в профиле.