Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Редкий случай массового нападения индейцев равнин на укрепленные торговые посты

Оглавление

Индейцы Великих Равнин почти никогда не нападали на форты, укрепленные поселения и торговые фактории белых. Получив в свое распоряжение лошадь, их тактика и военные традиции были трансформированы на получение почета и уважения в племени, основанные на удачливости и отваге, при соблюдении личной безопасности (не касается отдельных военных обществ).

Поэтому индейский воин равнин, особенно молодой, мог гарцевать на своем мустанге под пулями и стрелами, уверенный, что его видение, дух покровитель, амулет-"лекарство" и т.д. защитит от огня противника. Но чтобы сознательно идти на приступ частокола, по глупому подставляя собственную голову во власть врага? Нет уж увольте, воину индейцу нужна слава, уважение соседей, табун лошадей и красавица жена, а не могилка в бескрайней прерии.

Но в каждом правиле есть свои исключения, когда несколько разрозненных факторов складываются в мозайку противоречий, выход из которых только один - война и решительные действия, не смотря ни на каких укрепления белого человека.

Предыстория

Виной всему оказался обычный бобр. Шкурка этого грызуна была основной валютой в расчетах между торговцами и индейскими племенами. Естественно, что у индейцев на границе степи и леса, такой единицы расчета было больше, чем у индейцев равнин, а значит и больше товаров белого человека, главным из которых были ружья, порох и свинец.

В таком привилегированном положении оказались индейцы Кри, жившие по северо-восточной кромке великих равнин. Получив превосходство в огнестрельном оружии, часть племени вышла в прерии, но не потеряла связи со своими лесными родичами.

Лагерь гровантров в верховьях Миссури
Лагерь гровантров в верховьях Миссури

Произошел обычный в таких случаях конфликт "местных и понаехавших" из-за охотничьих угодий и лошадей. Кри периодически резали равнинных индейцев из племени гровантров и конфедерации черноногих. Те в ответ ходили в набеги на Кри, но не рисковали соваться в чужие им леса. В общем шла обычная индейская межплеменная война, в которой кри одерживали победу.

Терпение лопнуло

Летом 1793 года большой военный отряд равнинных кри отправился в очередной набег. Возле Южной ветви реки Саскачеван они обнаружили небольшой лагерь гровантров из 16 палаток (типи). Кри дождались пока враги не лягут спать, ворвались в лагерь и перебили всех его обитателей, за исключение нескольких детей, взятых в плен в качестве рабов.

Резня всколыхнула племя. Пролитая кровь требовала отмщения, но кри были сильны, а их леса неприступны, поэтому большой отряд гровантров почти с 100% вероятностью ждало бы поражение. Однако, злости требовался выход и взоры индейцев устремились на торговые фактории белых торговцев из Северо-Западной Компании (СЗК) и Компании Гудзонова Залива (КГЗ) на Северной Ветке реки Саскачеван.

Торговцы охотно продавали лесным кри ружья и порох за бобровые шкурки (14-20 бобров за ружье), а за пеммикан, волчьи и бизоньи шкуры с рассчитывались с индейцами равнин различным ширпотребом на вроде табака, котелков и топоров.

Поэтому дикарская логика гровантров вполне резонно подсказала - "Раз нельзя убить кри, давайте убьем торговцев, которые продают кри ружья, так, мы не только отомстим за убитых, но и сможем захватить ружья и еще много полезных вещей".

Подарков не будет! К оружию мужчины!

Первым объектом для нападения был выбран торговый пост КГЗ под названием Манчестерский Дом, так назывались многие фактории компании - Английский дом, Букингемский дом и т. д. Атака была произведена осенью 1793 года, именно в это время в фактории приходили новые товары для обмена.

Торговый пост КГЗ Форт Иль-а-ля-Кросс
Торговый пост КГЗ Форт Иль-а-ля-Кросс

Подробностей этого нападения мало. Известно только, что в фактории проживало всего 7 человек, когда индейцы, скорее всего обманом, проникли внутрь и вынесли все товары. Работники КГЗ остались живы, но бежали из горящего поста не имея даже одежды.

Воодушевленные успехом гровантры наметили следующую цель - торговый пост СЗК Форт Пайн Айленд на реке Северный Саскачеван. Пост находился на острове посреди реки и был окружен частоколом. Управляющим этой факторией был некий мистер Финли, а помощником у него служил мистер Хьюз. Время было неспокойным, до форта доходили слухи о войне миссурийских манданов с равнинными кри.

Военный отряд гровантров
Военный отряд гровантров

Одним из тревожных звоночков было убийство старика кри, вышедшего из форта на поиск нескольких, убежавших лошадей. Время было торговое и в округе собралось много племен хотевших торговать, на кого думать было не ясно. Однако, не закрывать ведь лавку из-за какого то краснокожего старика.

В один из ноябрьских дней 1793 года напротив форта остановилась большая группа гровантров и подала знак о желании торговать. С острова вышла небольшая лодка и перевезла их к форту. Индейцы обменяли то небольшое количество шкур, что у них было с собой и тут " они стали наглыми".

Хватали и рассматривали без спроса товары, громко разговаривали и смеялись. Стало совершено очевидно, что сейчас будут грабить и возможно убивать. Гровантры начали хвалиться убийством старика кри и требовать у Финли подарков, чтобы их задобрить. Хьюз, в ярости от наглости индейцев, схватил ружье и закричал:

Презентов не будет! К оружию мужчины!

Работники фактории направили свое оружие на гровантров, а те оторопев от нежданного отпора, похватали, что плохо лежит и опрометью бросились из форта. Потом вплавь перебрались через реку, сели на лошадей и уехали. Хотя взятая в фактории СЗК добыча была не велика, гровантрам с избытком хватило захваченного добра в Манчестерском Доме до следующего лета.

И снова КГЗ

Гровантры обрели вкус к грабежу и летом 1794 года они подступили к торговому посту КГЗ под названием Форт Южная Ветка на реке Южный Саскачеван. Зная, что в фактории всего 4 белых мужчин и несколько индейцев кри, гровантры не прятались.

-5

Июльским утром их отряд из 15-ти воинов заметили двое торговцев - Хью Броу и Магнус Эннал, в компании с индейцем кри. Мужчины вышли из форта, чтобы разыскать пасшихся лошадей. Кри сразу опознал в незнакомых индейцах гровантров, пытался что-то втолковать глупым белым. Но те, плюнув на предупреждение, пошли на встречу отряду, полагая, что имеют дело с дружественными ассинобойнами.

Кри нырнул в лес и спасся, а Броун и Эннал были застрелены и скальпированы. Двое других торговцев, Ван Дриэль и Уильям Феа, услышав стрельбу забаррикадировали двери форта и спрятались кто где мог - Феа в подвале, а Ван Дриэль в куче мусора.

Гровантры ворвались в форт, обшарили все закоулки, нашли и убили Феа, а вместе с ним еще 5-6 индианок кри с детьми. Ван Дриэлю повезло, он в остался незамеченным в своем укрытии. Индейцы подчистую вынесли все из форта, их добычей стали сто 90-фунтовых (всего 408 кг) тюков с ценными товарами.

Уходя, индейцы запалили факторию. Когда жар и дым стали невыносимы, Ван Дриэль выбрался из кучи и побежал к реке к каноэ. Дым от пожара помог ему остаться незамеченным и через 2 дня он добрался до другого торгового поста компании, форта Нипавин, где и поведал об очередных убытках постигших Компанию Гудзова Залива.

Ситуация очень напоминала события прошедшей осени - фактория КГЗ разграблена, а совсем недалеко есть еще одна такая же, но уже Северо-Западной компании. А раз Великий Дух даровал удачу в прошлом году, почему бы не повторить успех уже в этом году?

Решительный отпор

Ранним утром 24 июля 1794 года Жак Рафаэль, переводчик форта СЗК на Южной Ветке Саскачевана, решил прокатиться верхом по окрестностям и разведать обстановку. Поднявшись на вершину одного из холмов, он обнаружил всего в нескольких метрах от себя большую группу индейцев.

Это был военный отряд гровантров под предводительством военного вождя Человек Трубка (перевод его прозвища с французского - L ' Homme de Callumet ). Гровантры издали военный крик, тем самым выдав свои враждебные намерения. Рафаэль не был новичком и всегда был готов к подобным неожиданностям, он быстр развернул коня и галопом поскакал обратно к форту.

-6

Его преследовали 5 или 6 конных гровантров, но вместо того чтобы ворваться в вслед за канадцем в открытые ворота, они принялись отвязывать и угонять лошадей, привязанных вне стен форта. Жадность и традиция, по которой успешного воина оценивали по количеству угнанных лошадей сыграли с гровантрами дурную шутку.

Жак молнией влетел внутрь форта, запер ворота и дал сигнал тревоги. Маленький гарнизон фактории из 4 канадцев и 5 индейцев кри быстро занял позиции внутри бревенчатых блокгаузов, которые образовывали внешние стены форта.

100 воинов гровантров выехали из-за холмов и устремились к форту, очевидно воодушевленные своим легким успехом у Форта Пайн Айленд в прошлом году. Наверное это было великолепное зрелище - храбрые воины в лучших одеждах и на лучших конях, мчащихся в конной атаке. Защитники форта несколько мгновений наслаждались зрелищем, а потом открыли огонь.

Первый же залп сбил боевой настрой гровантров и они развернув коней, скрылись в складке местности в безопасности от огня осажденных. Следующие полчаса перешли в перестрелке. Индейцы тщетно палили в форт, пока у них не стали заканчиваться боеприпасы.

-7

Тогда, их военный вождь Человек Трубка - храбрый и неустрашимый воин, решил вдохновить своих бойцов личным примером. Он показался на виду и призвал воинов последовать за ним. Но в самый разгар речи, о том,что в такой день славно умереть, меткий выстрел, упомянутого выше Жака Рафаэля, свалил вождя на землю.

Воины оттащили смертельно раненного вождя и клялись страшно отомстить. Вполне возможно, что при правильной осаде они и смогли бы взять измором или штурмом маленькую крепость. Но без вождя, без навыка осад, да и собственно без желания, гровантры удалились к своим семьям на юг.

Окончание

В дальнейшем попытки гровантров нажиться за чужой счет прекратились и они униженно просили прощения у торговцев. Выводы, которые можно сделать из тактики взятия укрепленных торговых постов индейцами равнин следующие:

  1. Взять факторию можно было только хитростью;
  2. При достойном отпоре со стороны даже маленького гарнизона индейцы отступали;
  3. Неразумное (с точки зрения белых) желание индейских воинов прославиться часто губило даже самое хорошо спланированное нападение.

И последнее. Хочу добавить, что 4 нападения гровантров меньше чем за год на укрепленные торговые посты в междуречье Саскачевана, это именно массовые нападения, потому что такой частоты у индейцев равнин вы больше не встретите.

Источники: "The journal of Duncan M'Gillivray of the North West Company at Fort George on the Saskatchewan, 1794-5", "Les bourgeois de la Compagnie du Nord-Ouest; récits de voyages, lettres et rapports inédits relatifs au Nord-Ouest Canadien", "Britain's Empire: Resistance, Repression and Revolt".