Найти тему
НУАР-NOIR

Нуар-стилизация, давшая миру плеяду звезд

Включая «идеального» Микки Рурка

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

Сразу же оговоримся, что фильм «Бойцовая рыбка» (1983) не имеет никакого отношения ни к ленте «Рыбке по имени Ванда» (1988), ни к картине «Пароль: рыба-меч» (2001), а то в нашем массовом сознании есть легкая путаница. И это вдвойне обидно, так как на Западе «Бойцовая рыбка» считается культовым фильмом, отчасти вдохновленным советским кино.

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

В самом начале 80-ых Френсис Форд Коппола видит впервые советскую ленту «Я - Куба», снятую в 1964 году Калатозовым и оказался в магической власти этой кинокартины. Забегая вперед, отметим, что позже он вместе с Мартином Скорсезе отыщет исходные и дополнительные материалы, проведет их реставрацию и сделает специальный DVD-выпуск фильма «Я – Куба», которой в СССР долгое время был «на полке».

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

Но вернемся к «рыбке». Лента является замечательной по многим показателем. Во-первых, именно из неё «шагнули» в «мир звезд» многие актеры, которые сейчас в особых представлениях не нуждаются. Образцово выглядевший и ещё не обезобразивший себя пластикой Микки Рурк. Мэтт Диллон, ставший одним из символов криминального кино. А также плотно прописавшаяся в этом же кино в амплуа «роковой красотки» Дайана Лэйн. А ещё бывший упитанным Николас Кейдж. Хотя «заслугой» последнего являлись не драматические таланты, а то, что он был племенником Копполы.

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

Фильм сделан в подчеркнуто черно-белой манере. Многие сцены (ночной город, драки в тёмных переулках, пробуждение под мостом) являются очевидной отсылкой к классическому нуару. Хотя сюжет в целом более напоминает молодежные драмы 50-ых годов. Невольно вспоминается «Дикарь» (1953) с совершенно молодым Брандо, «Бунтарь без причины» (1955) и в некоторой степени «Вестсайдская история» (1961)

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

Действие происходит в абстрактном городе, на окраинах которого молодежь сбивается в стаи и сводит счеты друг с другом. Некогда всем этим около-криминальным мирком правил некто по кличке Мотоциклист (молодой Микки Рурк, до этого фильма появлявшийся лишь в эпизодах). Однако он покинул Город. В память о нём остались только надписи на стенах, возвещающие, что «Мотоциклист – Король». По стопам старшего брата идет Расти Джеймс. Он лупасит противников, мечтает создать свою банду и не боится нарваться на нож.

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

И в этот момент в Город возвращается Мотоциклист. Все думают: теперь мы заживем по-старому! Однако некогда правивший «Король» изменился. Он хочет спасти своего брата от пагубного влияния улицы. В этой части у фильма есть перекличка с криминальной драмой «Американская история Х» (1998). Однако это не так просто, как кажется. Между братьями нет понимания. Нет понимания даже у спившегося отца-адвоката (Денис Хоппер), который считается что-то вроде местного философа.

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

На вопрос, что «не так с Мотоциклистом» он дает очень точный и ёмкий ответ: «У него другое понимание пустоты». Именно пустота наполняет (простите за оксюморон) темные городские улицы. Старший брат остро прочувствовал бессмысленность своего существования. Недаром в одном диалоге молодые хулиганы говорят: «- А он пострел…– Ну так ему же двадцать один год… - Постарел сильнее, он выглядит на все двадцать пять»

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

Черно-белый мир является не только отсылкой к нуару, но и особенностью Мотоциклиста. У него плохо со слухом и он не различает цветов. «Ну и как это?» - спрашивает у него кто-то. «Будто бы смотришь черно-белый телевизор с приглушенным звуком» - следует ответ.

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

Единственными цветными в фильме являются бойцовые рыбки, что продаются в местном зоомагазине. Они как бы символ молодых людей, что живут в окрестностях. Их нельзя размещать в одном аквариуме, так как они уничтожат друг друга. Они настолько агрессивны, что бросаются даже на собственное отражение в поднесенном зеркале. Однако если их выпустить на свободу, то в просторах вод каждая из них сможет найти своё место. Мотоциклист становится одержимым этим символическим актом. Невольно вспоминается шукшинская трактовка Степана Разина: «Я пришел дать вам волю».

Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)
Кадр из фильма "Бойцовая рыбка" (1983)

Однако Город - не та среда, в которой человек свободен (чему нас собственно учит нуар). Опять же от нуара фильму досталась мрачный финал. Хотя с самого начала было понятно, что у этой истории не будет оптимистичной концовки.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару