Последний представитель рода дю Плесси, 5-й герцог де Ришелье, прапраправнучатый племянник широко известного кардинала Ришелье. Молодой герцог пожелал вступить на службу в России. Тогда все желали, даже Наполеон. В августе 1791 года он отправился в Россию. В Петербурге он был представлен императрице Екатерине II. В качестве офицера генерального штаба русской армии совершил с австрийцами поход 1793-1794 годов на Рейне и Голландии. Тем самым он выступил против Франции и был записан в список фрагов конвента. После поражения австрийцев на Рейне, Ришелье был вызван в Россию в 1794 году и в 1795 году ему было присвоено звание полковника. Ришелье начал активно изучать русский язык. В 1797 году он был произведен в генерал-майоры и получил в командование кирасирский полк.
Император Павел требовал строгого соблюдения устава военной службы и не любил тех, кому покровительствовала Екатерина II и поэтому неоднократно делал строгие замечания и выговоры Ришелье, который не мог больше терпеть нападок со стороны Павла и уволился со службы по болезни.
2 января 1802 году Ришелье удалось не без трудностей прибыть в Париж, где уже торжествовало консульство и стал добиваться, чтобы его исключили из списка эмигрантов. Бонапарт потребовал от него покорности правительству и готовности принять амнистию. Ришелье отказался и был вынужден покинуть родину, семейство и немалое состояние. Уехав в Вену, он получил письмо от Александра I, который имел к нему дружественное расположение. Александр приглашал его в Петербург и поступить на службу России.
В октябре 1802 года Ришелье прибыл в Петербург, где был очень ласково и радушно принят императором. Александр I выдал ему немедленно 10 тыс. рублей и пожаловал имение в Курляндской губернии, дававшее ему 24 тыс ливров дохода ежегодно. Это доставило герцогу возможность полностью отказаться от отцовского наследства в пользу своих сестер. Благодаря помощи Александра I, он был исключен и из списка эмигрантов во Франции. Наполеон разрешил ему служить в России при императоре Александре, но вместе с тем потребовал от Ришелье подписку, что он остается французским подданным, обязанным по первому требованию вернуться на родину.
Ришелье согласился. В 1803 году он был назначен губернатором города Одессы, а два года спустя генерал-губернатором всего Новороссийского края, состоявшего тогда из трех губерний: Херсонской, Екатеринославской и Таврической, в состав которого входил весь Крымский полуостров.
Город Одесса возник в 1792 году на месте жалкой деревни Гаджи-бей (завоеванное в 1790 году Де-Рибасом вместе с графом Гудовичем). Одесса имела в 1792 году 700 жителей. Дома — глиняные мазанки, покрытие соломой, портовых сооружений не было никаких. Ришелье увидел, что развитие города может происходить, благодаря торговле и поэтому он отменил всякие поборы и учредил один сбор 2.5 копейки с четверти вывозимого хлеба, расходуя этот сбор на потребности города, сооружая пристани, дороги, казармы, церкви...
Этот сбор достиг цифры в 12 тыс. рублей в год. Эти деньги, вместе с 200 тыс. рублей полученных от правительства, Ришелье направил на строительство двух портов: один для судов, приходивших из разных мест Черного и Азовского морей, а другой для иностранных судов из Константинополя и других отдаленных мест, а поэтому подлежащих карантину. Ришелье построил карантинную стоянку со складскими помещениями, соорудив вокруг нее высокую стену.
Для того, чтобы город рос и цвел, Ришелье выделял бесплатно места для постройки, с условием застроить их в два года, давал денежные ссуды на постройку. Очень быстро стали появляться прямые и широкие улицы, которые были вымощены, освещены и усажены деревьями. Через десять лет население выросло до 2 тыс. человек. Иностранцы стали переселяться в Одессу, в которой уже появился обширный мол, великолепные набережные и громадные доки. В 1808 году был построен театр, огромный редут, на котором могли собираться и танцевать до тысячи человек, построили ресторан и гостиницу, устраивались цветники, сады и огороды. Ришелье любил подрезать деревья, прививать и поливать их.
В 1804 году Ришелье добился свободного транзита для всех товаров, прибывающих морем в Одессу, и направляемых далее в Европу. Также герцог построил таможенный склад, где товары могли храниться до 18 месяцев, не уплачивая пошлины и выжидать покупателей на выгодных условиях.
Иностранцы все больше перебираются в Одессу. Австрия, Франция, Испания и Неаполитанское королевство открыли в городе свои консульства. В 1802 году к одесскому порту приходило 300 судов, а в 1805 году уже более тысячи. Сумма торговых сделок в 1802 году составляла в Одессе 2 млн. рублей, в 1813 году — 25 млн. рублей. Население Одессы к этому году составило 35 тыс. человек.
Благодаря деятельности Ришелье, Одесса сделалась складочным местом товаров Запада и Востока и главным местом сбыта товаров Российской империи. Ранее Новороссия, Малороссия и Польша отправляли хлеб, лен, пеньку, масло, кожи, шерсть и т.д. в Данциг и Балтийское море. Теперь товары шли в Черное море.
Огромная Новороссия представляла тогда почти безлюдную степь. Число поселившихся там колонистов из Германии было немногочисленно. Ришелье стал приглашать переселенцев не только из Германии, но из Франции, Болгарии, Румынии, Греции и Армении. Постоянный приток выходцев всякого рода способствовал заселению южных городов края.
В Одессе Ришелье жил в скромном помещенье из пяти комнат, где мебель была из неокрашенного белого дерева. Вставал он в шесть часов утра, пил кофе с молоком около восьми часов, потом работал до 12.30 дня. Он сам писал резолюции и письма неважно на каком языке: русском, французском, немецком и английском. В час дня Ришелье обедал, при этом за столом собирались все его приближенные, человек двадцать. Обед всегда был скромный, после которого Ришелье отправлялся по городским делам в скромных дрожках или пешком. В 11 часов вечера ложился спать на диване в своем кабинете. Для своих расходов герцог не имел ничего кроме получаемого жалованья в 15 тыс. рублей ассигнациями в год. Крайняя простота и радушие снискали герцогу всеобщее расположение жителей; он охотно разговаривал с каждым из них.
В сентябре 1814 года он покинул Россию и уехал навсегда во Францию. Когда Александр I посетил Одессу в 1818 году, он был изумлен всем сделанным герцогом Ришелье как для города, так и для всего края. Он послал ему в Париж письмо с орденом Андрея Первозванного. В 1828 году благодарные жители Одессы воздвигли своему прежнему губернатору памятник, но он уже не узнал об этом.