Саша стояла на лестничной площадке и не решалась нажать кнопку звонка. «Что я им скажу? Как объясню своё появление? Может, уйти пока не поздно», - подумала она. Но оказалось поздно.
- Вы к нам? – спросил её удивленно молодой человек, поднимающийся по лестнице.
- Да, вероятно к Вам, ответила, смутившись, Саша и опустила руку, так и не прикоснувшись к звонку.
- Где-то я Вас уже встречал, а Вы к маме или к бабушке, не ко мне, это уж точно, - улыбаясь и доставая ключи из кармана, спросил парень.
- Да кто его знает, я сама не знаю, кто сможет мне, что либо, рассказать о, - и Саша полезла в сумочку за фотографией.
- Ладно, бабуля дома, начнём с неё, заходите. – Он распахнул перед ней дверь. - Бабушка, я пришёл, я не один, - громко объявил парень.
Он включил свет в коридоре.
- Проходите, пожалуйста, снимайте пальто, давайте, я Вам помогу, - суетился он.
Саша сняла пальто, ботинки, надела предложенные тапочки и с сумочкой в руках прошла в комнату.
- Присаживайтесь, - парень указал на кресло, стоящее у книжного шкафа.
Саша подошла к креслу и увидела, висящую на стене над креслом фотографию в темной рамке. Четыре парня весело смотрели на неё, но это была другая фотография, не та, что лежала у неё в сумочке. Это был другой кадр, вероятно сделанный до или после её снимка. И Саша догадалась, их тогда было пятеро и фотографировали по очереди, то Анатолий Сергеевич Степучёв, то этот, пока что неизвестный ей человек, который занял место Анатолия Сергеевича на фотографии, висящей на стене.
- Простите, а кто вот этот парень? – спросила Александра, у подошедшей к ней, бабушки. – О, нет, сначала познакомимся. Я, Александра Новикова, дочь писательницы Валентины Степановны Новиковой.
- Роман, - назвался парень, - моя бабушка, Лидия Семёновна. Так это Валентина Степановна Вас направила к нам?
- Не совсем так. Выставку фотографий и презентацию её книги «Всё было так…» готовили и организовывали мы с Шевцовым Николаем Евгеньевичем. Как Вы знаете, на рекламном проспекте к выставке красуется вот эта фотография, - Саша вытащила из сумочки рекламный проспект и протянула его Роману. – Вы, Роман, приходили в выставочный комплекс «Мирасс» за два дня до открытия выставки и рассказали, что у Вас на стене висит такая же фотография. Вы оставили адрес и настоятельно попросили рассказать, всё, что будет известно об этих молодых ребятах. Вас выслушала наша сотрудница, всё записала, и вот теперь я здесь. Но замечу, у Вас на стене висит другая фотография.
- Как? – вглядываясь в фотографию, спросил Роман.
- А Вы внимательно присмотритесь.
- Действительно другая!
Бабушка отодвинула стул от стола и тихо опустилась на него.
- Ром, принеси мне воды, по быстрее, - срывающимся голосом, попросила она.
Роман побежал на кухню, а Саша поспешила к бабушке, увидев, как она побледнела и медленно заваливается на бок.
- Тихо, тихо, сейчас всё пройдёт. Ром, открой окно, - спокойно командовала Саша, поднося стакан с водой ко рту бабушки. – Всё, всё, успокойтесь, ничего страшного не происходит.
- Может скорую? – взволнованно спросил Роман.
- Нет, сейчас всё пройдёт. Ещё чуть-чуть воды, вот так. Ром, принеси мокрое полотенце, только намочи горячей водой. Вот так, сейчас будет лучше, - приговаривала Саша, укладывая на лоб бабушки горячее полотенце. Неси ещё одно, тоже горячее, будем менять, - продолжала командовать Саша.
Через пару минут бабушке действительно стало лучше, бледность отступила, и она начала дрожать.
- Давайте-ка перейдём на диван, - предложила Саша.
Они с Романом подхватили Бабушку с двух сторон, довели до дивана, уложили, сменили тёплое полотенце, укрыли одеялом. Бабушка благодарно смотрела на внука и Сашу. Было видно, что ей стало гораздо лучше.
Саша присела рядом, заглянула ей в глаза, и тихо сказала:
- Не волнуйтесь, всё хорошо, я не собираюсь лезть в семейные тайны. Вы мне расскажите только то, что, посчитаете нужным рассказать, договорились? А я расскажу то, что знаю, хорошо?
Бабушка благодарно кивнула.
- Ром, завари крепкого чая и положи сахара побольше, бабушке сейчас необходим горячий крепкий сладкий чай. Да не волнуйся, уже всё прошло.
Роман ушёл на кухню, а бабушка тихо спросила:
- Скажи, они все живы?
- Нет, те двое, что слева, Виктор и Михаил погибли в Чеченской войне от рук бандитов, а Анатолий Сергеевич и Семён Романович живы.
У бабушки вырвался вздох облегчения.
- Я тебе всё расскажу, вот только чаю выпью, - пообещала она.
Зазвенел таймер на кухне.
- Ой, мой пирог, - забеспокоилась бабушка.
- Лежите, лежите, Вам пока нельзя вставать. Я сейчас достану Ваш пирог из духовки, - Саша ушла на кухню.
**** ****
«Что же я расскажу этой милой девочке? Молода ещё, поймёт ли она, если я выложу всё что знаю. А если промолчу, так никто не узнает, что натворили эти подонки. И совесть будет мучить, что была возможность, а не сказала. А может всё-таки не стоит ворошить прошлое, прошло столько лет». Бабушку терзали сомнения. Она медленно пила сладкий чай и собирала свои мысли.
Александра и Роман тоже пили чай с пирогом здесь, в комнате, рядом с ней. Александра интуитивно понимала, что на Лидию Семёновну давить нельзя. Если захочет, то расскажет всё сама, но, как и что сделать, чтобы захотела, разговорилась. «Мама бы её в два счёта разговорила», - подумала она.
- Давайте, я расскажу Вам про Выставку. Вы же не были у нас?
- Да, не были, так уж получилось, - с сожалением в голосе подтвердил Роман.
- Мы ждали, что придут все четверо парней, но появился только один. Статный, высокий, с легкой сединой в густых вьющихся волосах, он долго рассматривал эту фотографию. Он не знал, что его друг не придёт, поэтому надеялся на встречу и ждал. Я подошла, заговорила с ним и познакомилась. Это оказался Анатолий Сергеевич Степучёв, второй справа на фотографии. На Вашей фотографии его нет. Вероятно, Ваш снимок делал он, а мой тот, который занял его место. Он сказал, что эти двое, Виктор и Михаил не придут, так как их нет в живых, они погибли в Чеченской войне от рук бандитов. Про то, что Семён Романович не придет, мы узнали раньше. Перед открытием выставки нам на электронную почту пришло письмо от его дочери из Австралии, в котором она сообщила, что её отец в настоящее время путешествует по Миру, и сообщила его номер телефона. А ещё могу сказать, что Виктор и Анатолий в те времена были влюблены в красивую девушку с их курса, Юлию. Анатолий даже портрет Юлии попросил переслать ему в Омск.
Повисла продолжительная пауза.
- Ладно, расскажу всё, как было, - заговорила бабушка. – Их в компании было пятеро. Дружили, любили, учились, всё было хорошо до защиты дипломов. Потом разъехались по направлениям на работу. Уехали, Анатолий куда-то на Урал, и мой сын, Валера, в Сарапул. Он и сейчас там живёт с семьёй. А эти трое остались в Вологде, родители подсуетились. Юлия по направлению уехала в Краснодар. В Вологду она вернулась два года спустя с маленьким сынишкой. Трое друзей сразу ринулись к ней. Ты сама сказала, что Анатолий и Виктор были влюблены в неё. Ну, Виктор и начал преследовать Юлию на каждом шагу. Прохода не давал, да ещё дружки помогали. В результате убили они её. Тогда все газеты только и писали об этом жестоком убийстве. Дело замяли, родители вмешались. Исчезла эта троица из города. А сына её бабушка воспитывала. Очень трудно ей было. Она мне однажды рассказала, что если бы не один хороший человек, который несколько раз в год передавал ей деньги из благотворительного фонда, вряд ли бы они с внуком выжили.
- А об этом человеке Вы можете ещё что-нибудь рассказать? – спросила Александра.
- Варвара тогда тоже удивилась, но сказала, что всё законно. Он выложил перед ней какие-то бумаги, попросил подписать, и сказал, что при передаче денег, она тоже будет подписывать эту бумагу. Какой-то бланк с подписями и печатями. Это продолжалось до тех пор, пока внук не устроился на работу.
- Да, очень интересная история у этой фотографии оказалась. Лидия Семёновна, Вы не могли бы дать мне телефон и адрес Вашего сына. Может быть, ему было бы интересно пообщаться с Анатолием Сергеевичем, - попросила Александра.
- Рома, дай девушке всё, что она просит, - распорядилась бабушка.