Найти тему

Как вызвать первые слова у детей с аутизмом? Стратегии PRT (Pivotal Response Treatment/Обучение опорным навыкам)

Развитие функциональной речи и коммуникации – важнейшие направления в терапии для детей с РАС. Исторически считалось,что только у половины детей с аутизмом развивались речевые навыки,в результате терапевтических занятий (Car,1982; Lovaas,1977). Однако более поздние исследования подтверждают,что 95% аутичных детей овладевают навыками речи,если терапия начинается до 3х лет,в натуральной среде за натуральные поощрения,следуя принципам PRT. Если терапия вводится несколько позже,но до 5 лет,у 85% детей с РАС (не имеющих навыков функциональной речи) развиваются навыки речи в целях коммуникации. (L.K.Koegel,1995,2000; McGee,Morrier&Daly,1999)

Давайте рассмотрим некоторые отличия PRT от классической АВА терапии. Вот некоторые из них:

- все обучение происходит в естественной среде под воздействием натуральных поощрений.

- терапевт следует за интересом ребенка

- есть основные сферы навыков,обучившись которым у ребенка спонтанно происходит развитие во многих других областях развития и мышления.

- родители берут на себя роль ведущих терапевтов.

Рассмотрим некоторые этапы запуска речи и обучения первым словам.

Основной целью на первом этапе является то,чтобы ребенок научился связывать вокализацию с определенным стимулом с коммуникативной целью (=получение желаемого,удовлетворение потребности). Бывает так,что дети понимают,что для того,чтобы что-то получить им нужно вокализировать. У них тогда есть в арсенале пара-тройка слогов,для того,чтобы произносить их всякий раз,когда им нужно что-то. То есть они связывают вокализацию с коммуникативной функцией,но не дифференцируют стимулы (не понимают,что для того,чтобы попросить мяч и сок,например,нужно использовать разные сочетания звуков,так как разные предметы имеют разные названия). В этом случае можно говорить,что у них есть вокализация с намерением к коммуникации,но отсутствие навыка различения стимулов мешает развитию речи. Что можно сделать в этом случае:

- Составить список звуков и слогов,которые у ребенка уже есть. Например: “ииии”, “дааа”

- Составить список рутин для практики речи. Родителям предлагают вспомнить ситуации,когда обычно происходит взаимодействие с ребенком и составить список речевых рутин во время таких занятий (например,говорить “Раз,два...ТРИ!”- прежде чем взять ребенка на руки.) Целью рутины будет вызывание слова “Три”. Данная рутина подходит,так как у ребенка есть звук “иии”. Сначала мама будет говорить: “Раз,два... трИИИИ”. И тут же брать ребенка на руки,после слова "трИИИ" (задержки быть не должно,чтобы вокализация связалась со стимулом). Через несколько дней ребенок привыкнет к рутине.Мама будет делать длинную паузу перед “трИИИ”,давая ребенку шанс произнести звук “ИИИ” в мотивационной ситуации. Через некоторое время ребенок начнет сам произносить звук,слог или слово для просьбы со смыслом “возьми меня на руки”

Слог “Дааа” соответственно может применяться со словом “вода”,например,и рутина будет использоваться каждый раз,когда ребенку хочется пить. Мама держит в руке бутылку с водой,проговаривает: “во...ДА”, постепенно увеличивая паузу между вторым слогом,давая ребенку возможность попросить самостоятельно.

Такие рутины должны быть представлены часто в течение дня,давая ребенку достаточно возможностей для тренировки.Они останутся и в дальнейшем,чтобы поддерживать закрепившиеся навыки и, с помощью расширения рутин,работать над новыми навыками. В этом случае естественные стимулы из окружающей среды (рутины) являются залогом частого использования речи в контексте коммуникации и обеспечивают ее развитие.

Первые слова (оговорюсь,что даже звуки и слоги можно считать первыми словами,если они используются с коммуникативной функцией и относятся к конкретному предмету/действию) должны быть связаны с мотивационными стимулами и представлены в качестве звуков,которые ребенок уже умеет произносить.

Повторяемость и предсказуемость рутин увеличивает вероятность того,что ребенок включится в учебный процесс. При этом важно не торопиться и не давить на ребенка. Наше требование представлено только в качестве паузы.

Нужно еще отметить такой момент: если ребенок называет тот же самый объект разными слогами,то нужно понимать,насколько эти слоги имеют отношение к данному слову. Например: если ребенок хочет играть в мяч и говорит “Мя” или “Ач”, то обе версии вознаграждаются. А если он просит играть в мяч такими вариациями слогов,как например: “Мя”, “Ти”, “Да”, то можно говорить о том,что у него проблемы с дифференциацией стимулов и он еще не научился связывать конкретный звук / слог с конкретным стимулом (мячом).

Важно также следить за аффектом. Если ребенок начинает избегать контакта с Вами и часто проявляет недовольство во время таких рутин,то нужно пересмотреть рутины. В таком случае, стоит задуматься о том, насколько занятия мотивируют ребенка,не устал ли он в это время суток. Возможно,что нужно еще и пересмотреть свое отношение к занятиям с ребенком. Иногда родители слишком напряжены и требовательны, говорят монотонным голосом, без энтузиазма, или слишком громко.

Перевод и пояснения: Анжела Суйналиева.

Источник: "Pivitol Response Treatments for Autism. Communication, Social, & Academic Development" by Robert L. Koegel & Lynn Kern Koegel

Художественная иллюстрация из интернета
Художественная иллюстрация из интернета