В период перестройки прогремели два фильма о подростках-троллях, причём оба были сняты в 1986 году.
"Плюмбум или опасная игра" повествует о деятельности старшеклассника Руслана Чутко, неформального сотрудника милиции. Он помогает ловить бомжей, спекулянтов, браконьеров и упивается своей властью.
Иван Мирошников в фильме "Курьер", провалив вступительные экзамены в институт, устраивается работать курьером и знакомится с семьёй профессора Кузнецова.
Адаптивность
В каждом фильме подчёркиваются успешные манипуляции каждого героя. Конечно, возникают различные вопросы, но выделяется именно успех: "получается!".
Плюмбум троллит взрослых маргиналов и мелких преступников, особенно от него страдает манекенщица Мария (Елена Яковлева).
- А теперь, пожалуйста, прокукарекай.
- Что?
- Прокукарекай громко. Давай, давай.
В лозунге Плюмбума, который он многократно повторяет, как раз и заключается идея троллинга:
«Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть и терпеть, да ещё дышать, смотреть».
Иван троллит самоуверенных интеллигентов, обретает симпатии Кати, дочери Кузнецова.
' А если жениться? Ну, к примеру, обольщу вашу дочь, женюсь на ней, и — дело, можно сказать, в шляпе. У вас и связи имеются и денежки водятся, не захотите же вы сделать несчастной жизнь единственной дочери! Найдёте же возможность и в институт меня пристроить, и тёплое местечко выхлопотать…
Соответственно, развиваются адаптивные черты характера. А зачем развивать какие-то другие свойства в себе, если работают эти? Тролль всех подряд, насмехайся, и будет тебе счастье. Правда, выгода в каждом фильме отнюдь не материальная, а морально-психологическая.
Но эта выгода - преимущество, и очень большое, поскольку связано с самооценкой. Благодаря троллингу можно резко повысить (и завысить) свою самооценку.
При этом и Плюмбум, и Иван - внутренне глубоко спокойные, флегматики.
А в спокойном состоянии гораздо легче проявлять выдержку, самоконтроль и решительность.
Дотроллились
Однако в конечном счёте каждый терпит фиаско. Иван благодаря своей лжи про беременность и глупой затее с подвалом испортил отношения с Катей, и в конечном счёте вообще их утратил.
- Иван, ты не приходи ко мне больше. И не звони.
Плюмбум же испортил судьбы нескольких знакомых (бомж, Мария), а также явился косвенным виновником гибели своей подруги.
Умение троллить, насмехаться - это ещё не всё. Важны ещё как минимум моральные качества и принципы.
Но как показать это? Скорее всего, именно эту задачу и ставили режиссёры - В. Абдрашитов и К. Шахназаров. Абдрашитов даже подчеркнул это в названии: "опасная игра".
Влияние на зрителей
Конечно, далеко не все вняли предостережениям режиссеров. Ведь в обоих фильмах показано много привлекательных моментов успешного стёба. Правда, подражать Плюмбуму-Руслану сложнее, учитывая трагический финал.
Интересно, что оба актера (А. Андросов, Ф. Дунаевский) стали заложниками одной роли и в дальнейшем уже не прославились. Именно их необычность персонажей привлекли внимание зрителей, а не какие-либо выдающиеся актерские способности. Раньше в советском кино в центр сюжета троллей не ставили.
И как всегда, каждый зритель берет из фильма что-то свое, личное. Кто-то заимствует, копирует понравившиеся черты личности, а кто-то их отвергает, укрепляя тем самым определённые особенности своего характера. В этом и проявляется психология кино.
А что вы думаете о фильмах "Плюмбум или опасная игра" и "Курьер"?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.