Противолодочный вариант вертолета Ми-4 появился в 1956 году под обозначением Ми-4М. В дальнейшем появились и модификации противолодочного варианта, в которых использовалось более совершенное противолодочное оборудование (получили название Ми-4АМ и Ми-4ВМ).
По конструкции данный вертолет отличался от базовой версии наличием места для штурмана, а также имел противолодочное оборудование в виде радиогидроакустической системы "Баку", магнитометра АПМ-56, и РЛС СПРС-1.
Максимальный вес вертолёта составлял 8030 кг, боевая нагрузка - 700-800 кг.
Скорость полёта достигала 170 км/ч. Дальность - 450 км. Экипаж состоял из штурмана и двух лётчиков.
Ми-4М использовался в двух основных вариантах: поисковой и ударный. Поисковой вариант включал в себя 9 буев РГБ-Н, либо 18 буев РГБ-НМ.
Ударный вариант мог перевозить до трёх кассетных держателей ДЯ-53, которые вмещали в себя до 50 ПЛАБ-МК. Также данная версия вертолета могла перевозить до 4-х бомб весом 50-100 кг.
Чтобы более точно осуществлять бомбометание, Ми-4М оснастили оптическим прицелом ОПБ-IP. Также у вертолёта имелись и наружные держатели, которые могли перевозить на себе бомбы калибром до 50 кг, либо дневные или ночные ОМАБ.
В ходе эксплуатации Ми-4М был выявлен ряд существенных проблем, связанных с компоновкой кабины экипажа, а также некоторых конструктивных особенностей вертолета. В совокупности это влияло на слабую эффективность вертолета на практике.
В 1985 году Ми-4М поступил в авиацию флотов противолодочных вертолётов. В связи с этим были организованы штатные преобразования, благодаря которым были привлечен дополнительный лётный и технический состав.
Данные вертолёты использовали для поиска подводных лодок вблизи побережья и не более 60 км от него.
Радиолокационная станция СПРС-1, устанавливаемая на Ми-4М считалась несовершенной. Далеко не всегда её использовали по назначению, так-как эффективность при небольшом волнении моря была маленькой. РЛС очень часто отказывала.
Чаще всего пилоты старались не летать далеко в море, так-как Ми-4 сам по себе очень быстро тонет, в случае приводнения. Его несущий винт переворачивает конструкцию и тянет ко дну примерно через 1.5 минуты после того, как вертолет оказывался в море.
Ситуацию осложняли и особенности кабины экипажа, так-как через неё было проблематично эвакуироваться. Конструкторы предпринимали разные попытки обезопасить эвакуацию экипажа, однако каждый раз приходили к выводу, что дополнительные изменения конструкции приведут к ухудшению лётных характеристик, а также повлияют на расход топлива.
Несмотря малую эффективность, Ми-4М дал дорогу следующим поколениям противолодочных вертолётов.
Если вам понравился данный материал, поддержите его пальцем вверх! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи :)
Читайте далее: