Представьте, что Вы попали в среду, где ничего не умеете. Вы пробуете научиться снова и снова, но не получается. Становится страшно и кажется, что никто не понимает Ваших трудностей. В какой-то момент Вы просто перестаете пытаться, так как слишком сложно, жутко, неприятно опять пережить неудачу. То же самое происходит с ребенком аутистом. Это нам со стороны кажется, что он ничем не интересуется и ничего не хочет. На самом деле, очень хочет. Не меньше, чем любой другой ребенок . Но ужас, охватывающий его от непонимания происходящего и невозможности выразить себя, в какой-то момент пересиливает желание познавать. Включается защитный механизм, когда ребенок замыкается в себе, чтобы не сталкиваться с мучительным переживанием собственного бессилия. Или становится агрессивным, уяснив, что это самый лучший способ добиться того, чтобы от него все отстали. Ведь когда другие вмешиваются в его пространство – это усиливает тревогу и сбивает с толку еще больше, если нет осознания, почему и зачем это происходит.
Исследования в области мотивации показывают, что у детей с аутизмом значительные трудности пониманием связи межу действием и последствием. Это приводит к сложностям в обучении и неудачам. Как следствие, усиливаются проблемы с мотивацией и возникает стойкое убеждение, что любой новый опыт будет безуспешен. Далее развивается состояние выученной беспомощности. Когда обеспокоенные взрослые пытаются помочь, то, как правило, они помогают слишком интенсивно и во всем, только усиливая убеждение ребенка о своем бессилии и усугубляя состояние (R. L. Koegel & Egel, 1979)
Термин “выученная беспомощность” был введен американским психологом Мартином Селигманом в 70х годах прошлого века. Суть данного явления примерно следующая:когда нет возможности влиять на неприятные события, развивается сильное чувство беспомощности, субъект теряет мотивацию к поиску путей выхода или облегчения положения. Полученный опыт легко переносится и на другие сферы и заставляя субъект бездействовать даже в ситуациях,в которых легко достигнуть успеха . У человека с выученной беспомощностью страдает в первую очередь мотивация – пропадает желание что-либо делать, нет интереса ни к чему.
Что может помочь справиться с чувством бессилия от отсутствия контроля? Прежде всего - выбор. Делая выбор - любой, даже самый незначительный - мы каждый раз напоминаем себе о том, что имеем контроль над чем-то в нашей жизни. Достаточно ли этого, чтобы справиться со всеми проблемами? Нет, по крайней мере, не сразу. Но это смещает фокус внимания (от бессилия к влиянию), помогает видеть возможности и поддерживать мотивацию,чтобы делать то, что получается в данное время. Именно поэтому частое предоставление аутичному ребенку возможностей выбора является одним из основных компонентов работы с мотивацией в методике Pivotal Response Treatment.
В самом начале домашней терапии я (интуитивно) предлагала выбор сыну настолько часто, насколько это было возможно и насколько он был способен это сделать. Все наше взаимодействие и обучение были построены на предоставлении выбора. Ситуации постепенно усложнялись, но и возможностей выбора становилось больше.
Помимо повышения уровня мотивации, вот некоторые бонусы, которые дает выбор:
1) Снижение уровня тревожности, истерик, негативизма.
2) Улучшение способностей к коммуникации, а именно:
- Увеличение числа коммуникативных циклов и высокая мотивация к общению. Коммуникативные циклы - это основа диалога по DIR.
- Пополнение словарного запаса через включение новых предметов, действий в варианты выбора. Кстати, запоминается всегда лучше тот материал, который связан с личным опытом.
- В ситуациях выбора легко обучать отвечать на вопросы: Что выбираешь: банан или грушу? Какого цвета грушу: зеленую или желтую? Когда будешь кушать: сейчас или после мультфильма?
- Выбор позволяет максимально использовать эхолалию для обучения недирективным способом. Предлагаем выбор:"Планшет дать или планшет убрать?” – ответ ребенка: “планшет убрать!”(эхолалия, поэтому повтор последнего слова/фразы) – убираем. Ребенок протестует. Снова предлагаем выбор: “Планшет убрать или планшет дать?” – “Планшет дать”. Отдаем. Таким образом, ребенок обучается через последствия собственного выбора.
3) Через выбор мы можем проводить обучение в естественных условиях за натуральные поощрения.
4) Благодаря выбору ребенок учится лучше понимать свои желания, прислушиваться к ним, осознавать себя, как отдельную личность.
5) Развивается гибкость мышления, уменьшается ригидность в поведении.
Хочу заметить, что тут нет правильного и неправильного ответа. Выбор – только вопрос предпочтения и решения ребенка. Мы лишь демонстрируем естественные последствия. В некоторых терапевтических подходах поощряются только условно правильные реакции. Однако, попытки угадать ПРАВИЛЬНЫЙ ответ усиливают тревогу и это может вызвать негативизм. Конечно, есть определенное количество вопросов и задач, имеющих только одно конкретное решение. Но их не должно быть слишком много.
Важно также учитывая уровень развития ребенка (понимание речи, необходимость в визуальной поддержке, способность фокусироваться и удерживать внимание).
Как и все другие мамы, я хочу, чтобы мой ребенок со временем взял ответственность на себя за свою жизнь, научился принимать сложные решения,знать: что ему нужно, а что - нет. Развивать способность думать и выбирать можно только практикуя это каждый день, в любых ситуациях. Не знаю, насколько суждено сбыться моим мечтам. В любом случае важно помнить: выбор есть всегда!
Автор статьи: Анжела Суйналиева