Найти тему

Почему маме сложно заниматься со своим ребенком с РАС?

“Это бесполезно, не стоит продолжать...”

Так думаю я, сидя на полу. Я в пятый раз за это утро пыталась поиграть со своим ребенком. Но у меня опять почти ничего не получилось.
Он катал машинку по полу и протяжно тянул: “Ууу”. Я села рядом и взяла другую машинку. Тоже начала катать ее по полу и тихонько завывать: “ууу”. Казалось, что он даже не замечает,что я рядом. Ни разу не взглянул в мою сторону, не улыбнулся, не прервал свое занятие. Но, по крайней мере, он терпел мое присутствие и не убежал в другую комнату, как сделал вчера.
Спустя минуту, он все-таки бросил мельком взгляд в сторону моей машинки. Я воодушевилась, восприняв это как приглашение к развитию нашей игры. Моя машинка медленно подъехала к его машинке, уткнулась в нее и засигналила “Бип-бип”. Сын молча встал и побежал в другой угол.

Ну вот... Снова меня накрывает волной безнадеги и отчаяния. Снова в голове те же мысли по кругу:

“Пора уже честно признать,что все мои попытки просто жалки и бесполезны.”

“Я совершенно растеряна и не знаю, что делать. Я - бездарный терапевт. У меня никогда ничего не получится.”

“Нужно срочно искать тех специалистов, которые точно знают,что делать. Вот пусть они и занимаются с ним! А я так больше не могу! Это все не мое вообще”.

“Все совершенно напрасно и бесполезно.Не стоит и продолжать дальше.”

Так я думаю. Эти мысли уже привычны. Но я не пытаюсь их прогнать или переспорить. Я просто беру блокнот и записываю:

Cессия 5. (10:30 – 10:50)
Достижения: минуту катали машинки по полу, сидя рядом. 1 раз посмотрел на мою машинку.
Проблемы: убежал, когда моя машинка врезалась в его со звуком: “Бип-бип”.
Выводы: Возможно, в следующий раз нужно дольше копировать его действия, прежде чем вносить вариации в игру. Или дело в громкости и стоит произносить звук “Бип-бип” тише.

***
За 4 года терапии со своим сыном с РАС я многому научилась: как играть, говорить и общаться со своим ребенком так,чтобы это помогало ему развиваться. Но, пожалуй, есть главное,что я для себя уяснила.

Самое сложное для мамы в работе со своим ребенком – это принять и пережить чувство безнадежности и разочарования: опять не получилось или получилось совсем не так, как хочется. Принять, пережить , но не застрять в нем, а идти дальше.

Сейчас мой сын с РАС уже умеет говорить, общаться, хорошо учится в обычной школе. Но мне все еще иногда кажется, что все безнадежно. Например, когда он снова предпочитает одиночество играм с друзьями или когда наотрез отказывается соблюдать правила этикета. Меня так же, как и раньше охватывает отчаяние в такие моменты. И так же иногда бывает непонятно, что делать дальше. Однако, я уже знаю,что это пройдет. Это то,что приходит и уходит, являясь частью процесса. Важно принять эти чувства и мысли. Дать им место. Не прятаться от них, не игнорировать и не пытаться положить им конец раз и навсегда.

А потом вдыхаем, выдыхаем . И записываем самые небольшие достижения и изменения, которые произошли в терапии. Пусть даже они настолько мизерны,что их легче не заметить и обесценить. Пусть даже Вы не уверены,что это Вам не почудилось. Тогда снова появляется надежда и силы продолжать Ваш путь.

Самое главное помнить: чувство безнадежности неизбежно будет возникать снова и снова. И это не проблема. Проблема – это поверить ему, поддаться и прекратить попытки помочь ребенку. Проблема – отгородиться от ребенка и перестать видеть его таким, какой он есть, с его сильными сторонами и сложностями. Проблема – всегда бодриться,отрицая свои тяжелые переживания или ,наоборот, чрезмерно погрузиться в них и впасть в депрессию.

Большие изменения всегда происходят постепенно, капля за каплей. И чем лучше мы умеем быть в честном контакте с ребенком и с собой, не смотря на все самые сложные переживания, тем эффективнее будет терапия.

Автор статьи: Анжела Суйналиева

Художественная иллюстрация из интернета
Художественная иллюстрация из интернета