Найти в Дзене
Искусство Звука

Сергей Васильевич Рахманинов. Жуткая сказка с недобрым концом

В преддверии надвигающихся социальных катастроф, революционных событий, в августе-ноябре 1916 года, Сергеем Рахманиновым были написаны этюды-картины соч. 39, сумеречный тон которых отметил музыковед и критик Ю.Д. Энгель. "Над всем opus'ом 39-м точно что-то нависло, - писал он. - Там - только лёгкие тени, там взметаются бурные вихри, там сквозь тяжкие сгустившиеся тучи виден даже просвет, но нигде не радостно, не безмятежно отрадно..." Вообще весь опус 39 у Рахманинова мрачный, грозный, свирепый.

С.В. Рахманинов у своего "Стейнвея". Г.Э. Чемберс
С.В. Рахманинов у своего "Стейнвея". Г.Э. Чемберс

Этюд-картина ля минор ор. 39 № 6. Жуткая аллегория-сказка лежит в основе этой пьесы. Этюд, по словам Рахманинова, "вдохновлен образами Красной Шапочки и Волка".

Произведение строится на развитии двух контрастных образов. Зловещая хроматическая тема в басу с грозно "рыкающими"  аккордами - это Волк. Жалобные, захлебывающиеся, будто спотыкающиеся шестнадцатые в высоком регистре - перепуганная Красная Шапочка, убегающая от Волка.

Начинается преследование. Стремительный разбег хроматизмов в басу сменяется порхающими стаккато, резкие акценты - острым токкатным движением. Ритм скока Волка жесткий, агрессивный. Все быстрее темп, все размашистее прыжки, все торопливее и беспомощнее бег шестнадцатых, все чаще они "спотыкаются", будто выбиваясь из сил. Хроматическая гамма и два аккорда-удара завершают пьесу. Волк настиг свою жертву.

Слушаем:

Конечно, содержание этюда далеко выходит за рамки намеченной программы: по существу, это борьба с неумолимо надвигающейся роковой силой.