Некоторое время назад одним из подписчиков канала «Киберпоп ТВ» был задан вопрос о возможном расколе в Церкви между «ортодоксами и либералами». Речь также шла и о том, как изменилось, с точки зрения подписчика, понимание слов о единой Церкви в Символе веры: «…раньше мы понимали как единственная, а сейчас — вроде общая со всеми конфессиями».
Ситуация с разногласиями была в Церкви во все времена, иногда менее выражена, иногда более. Все идет по синусоиде: когда есть внешние гонения на Церковь, тогда разногласия внутри нее затихают. Когда ослабевает хватка внешнего агрессора, например государства, то внутрицерковные разногласия обостряются. И, в общем-то, это нормальная ситуация, когда есть два лагеря (как пишет автор вопроса, «ортодоксы и либералы») и они друг друга уравновешивают. Потому что если не будет одного лагеря, то экуменистов второго лагеря занесет в католичество. Если не будет другого лагеря, то представителей первого лагеря унесет в старообрядчество, в сектантство. Они друг друга как-то сдерживают и балансируют ситуацию, подобно тому как эквилибристы в цирке держат баланс, стоя на доске на поставленных друг на друга цилиндрах. И это нормально, это правильно.
В истории Церкви это так или иначе проявлялось. Например, в первом тысячелетии были два течения, две богословские школы с различными уклонами: Антиохийская и Александрийская. В чем эти уклоны выражались? В Христе две природы: Божественная и человеческая. Одна из школ более склонялась к Его человеческой природе, а другая, наоборот, подчеркивала Божественную. В итоге, если эти две школы вместе сложить, то все нормально получалось. А если рассматривать их позиции по отдельности и дожимать до крайности, то получались явные ереси то в одну сторону, то в другую. Так что когда две крайности находятся в каком-то равновесии между собой, то они друг друга держат в общих рамках. Внутри этих рамок можно к «правому» или «левому» полюсу приближаться, но, в общем, это один путь.
Если, например, в каком-то вопросе некоторые священники занимают резко негативную позицию — хорошо. Они, безусловно, в чем-то правы. Но, боясь одной крайности, можно так сильно шарахнуться в другую сторону, что попадешь в другую крайность, в раскол, в ересь, выйдешь за пределы Православия. Так что стоит просто быть осторожным.