Конечно, у всех на слуху культовые советские боевики, которые сводили с ума советских мальчишек и некоторых девчонок - "Неуловимые мстители", "Сказка о Мальчише-Кибальчише","Подвиг разведчика". Но раньше их всех был еще один фильм. В 1945 г. дружная компания кинематографистов польского происхождения режиссеров Дмоховского и Навроцкого, сценариста Луковского на Киевской киностудии приступила к съемкам, как впоследствии оказалось, супербоевика на тему Второй мировой войны. В этом фильме явственно просматриваются мотивы популярнейшего голливудского боевика "Знак Зорро", а также фильмов с участием суперзвезды тех лет Эролла Флинна. Фильм этот под названием "Зигмунд Колосовский" вышел на экраны страны в феврале 1946 г. и пользовался огромной популярностью,как минимум, лет 30 после выхода.
Полностью позаимствовав сюжетную канву из "Знака Зорро", придав главному герою внешность благородного капитана Торпа из "Морского ястреба", в исполнении Эролла Флинна, авторы переместили действие фильма в 1939-45 г.г. в оккупированную немцами Польшу. Потому что, кто его знает , какие самые невероятные приключения могли быть в этой самой Польше. Вот в СССР таких глупостей точно быть не могло. А в Польше все есть.
Фильм о приключениях польского журналиста-интернационалиста Зигмунда Голембы после оккупации в 1939 г. Германией Польши.
Побег оказался удачным. Он находит убежище в католическом костеле. И ксендз Йорис помогает ему скрыться от немцев. Роль католической церкви в этом фильме показана с положительной стороны. Это через несколько лет в "Заговоре обречённых" и "Это забывать нельзя" католическая церковь будет показана, как прислужница реакционного империализма, но здесь церковники являются патриотами и борцами с оккупантами. Големба добирается до города и приходит к своему другу Яну Колосовскому, художнику. Но в квартире друга он обнаруживает его труп. Художник,как настоящий польский шляхтич, покончил жизнь самоубийством и на обороте повестки, по которой он должен был явиться с малярными принадлежностями \его, художника, будут заставлять работать маляром !! \ для отправки в Германию, написал записку,что Польша погибла и у него нет сил дальше жить. Големба забирает пистолет друга, в котором осталось 7 патронов, и уходит. Теперь он Зигмунд Колосовский и будет мстить оккупантам.
И нету теперь немецким оккупантам покоя ни ясным днем, ни темной ночь. Взрываются военные объекты, убиваются военные и гестаповцы. И везде после этих актов террора и диверсий появляется на месте происшествия надпись: "Смерть швабам.Зигмунд Колосовский". Это такой "знак Зорро". Советские пионеры и школьники, толпами валившие на этот фильм, потом расписывали мелом стены этой надписью. Так же как через двадцать лет другие советские пионеры и школьники будут писать на стенах загадочное иностранное слово "Фантомас".
Но не только швабы являются врагами польских патриотов во главе с Колосовским, есть предатели и среди поляков.
Это очень важный образ для фильма. Надо же было показать всю антинародную роль польского эмигрантского правительства в Лондоне. Этот Венцель с подпольной радиостанции от имени эмигрантского правительства призывает поляков не сопротивляться немцам во имя сохранения своей жизни. И к тому же он тайно сотрудничает с гестапо в поимке Колосовского. В конце фильма, когда Красная Армия уже освобождает Польшу, Венцель отдает своим структурам приказ перейти на нелегальное положение и создавать вооруженные отряды для борьбы с русскими. Но Колосовский со своими людьми захватывает Венцеля и заставляет его выступить по центральному радио с признанием,что он лгал полякам, по заданию из-за границы призывал подчиняться немцам, сеял ненависть к русским. Пока никакого прямого упоминания по Армию Крайову нет, но и так все понятно.
А из уст Колосовского в его выступлении перед партизанами вообще звучат немыслимые до этого для поляков выражения:" Русский военный гений приближает освобождение нашей многострадальной Родины. Два народа - русский и польский после пятисотлетней искусственно раздуваемой вражда, готовы встать рядом в едином строю славянских народов."
До войны полякам рассматривались, как основной военный враг СССР. И соответственно в искусстве превалировала тема - "помнят польские паны,помнят псы-атаманы конармейские наши клинки. Одним из последних фильмов, созданным в мирные дни 1941 г. был эпический фильм Ефима Дзигана "Первая Конная" о прорыве польского фронта летом 1920 г. Первой Конной армией. Фильм так и не вышел на широкий экран, Началась Великая Отечественная война и Польша из врага, еще в январе 1940 г. польские эмигрантские воинские контингенты были переброшены англичанами и французами в Финляндию для участия в советско-финской войне, стала союзником. И вот "Зигмунд Колосовский" стал первой ласточкой в изменении отношения советского народа к Польше. Потом польский кинематограф стал одним из самых популярных в СССР, особенно фильмы на военную тему : "Канал","Пепел и алмаз","Четыре танкиста и собака","Ставка больше,чем жизнь," "Приключения канонира Долласа" и др. стали хитами советского теле- и кинопроката.
А "Зигмунд Колосовский" с сегодняшней точки зрения, наверное, устарел, но остался в памяти его юных зрителей шикарным фильмом. Кто-нибудь помнит этот суперхит своего времени ?
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал