Найти тему

Почему так тяжело находиться в изоляции

Но этот период возможно прожить с минимальными потерями

Фото: Pinterest
Фото: Pinterest

Сегодня в нашей стране стало известно о том, что всеобщая изоляция продлится до 30 апреля. Есть надежда, что карантин кончится раньше. Но не факт.

Многие люди оказались в ужасе. Если даже не брать в расчет очень важный, экономический, аспект этой проблемы, в воздухе витает всеобщее ощущение тревоги. Еще недавно кто-то смеялся над запасающими гречку и туалетную бумагу, а сейчас впереди много неизвестности и страшно почти всем.

Так почему же так тяжело оказаться в изоляции дома? Казалось бы, дом – место тепла и уюта, и именно в нем нам должно быть психологически комфортно.

Не стоит забывать и о сенсорной и социальной депривации (депривация – лишение возможности удовлетворить какую-то потребность, сенсорная депривация – уменьшение воздействия на органы чувств, социальная – снижение возможности общения и выстраивания контактов). Все это новые условия, которые требуют адаптации. И никто не отменял и в данной ситуации процессы, которые свойственно проходить в трудный момент: через отрицание, гнев, торг и печаль идти к принятию. Если человек проходит эти этапы, иногда не по порядку и вразнобой, ему становиться легче приспособиться к новым реалиям.

В семьях на свет выходят какие-то трудности, которые раньше хотелось спрятать друг от друга, не решать, не проговаривать их. Если тревожатся взрослые - беспокоятся и дети. И становятся более активными, агрессивными, непослушными – им тоже хочется двигаться, гулять, общаться с друзьями, а выхода энергии нет...

Конечно, влияет и то, что люди привыкли видеть друг друга, скажем, 4 часа в сутки, а сейчас приходится проводить вместе 24 практически без возможности отделиться и выйти. В этих условиях очень важно как раз-таки создать свое личное пространство, уголок и какую-то часть времени, в котором вас не будут тревожить домочадцы. Предварительно, конечно, договориться с ними, что вы отдыхаете.

А кто-то живет один. И уже привык к этому. Кто-то просто домосед и комфортно чувствует себя в добровольной изоляции. Когда же возникает запрет – «нельзя выходить на улицу без надобности» – даже у домашних людей рождается внутренний протест. И это абсолютно нормальная реакция на ограничения, это своеобразный ответ «внутреннего ребенка» на запреты «внутреннего родителя».

В одиночестве на свет выходят застарелые внутренние проблемы. Да, те самые, страшные, те, которые мы отчаянно стремились скрыть от самих себя, когда ходили в кафе, кино, занимались спортом и встречались с друзьями. А в условиях всеобщей неопределенности и волнения накал эмоций усиливается. Подсознание, которое, в отличие от сознания, помнит все, может подкинуть интересные вещи.

Интересно, что реакция на карантин может напоминать и наши детские реакции в ответ на запрещение родителей, подсознанию может казаться, что нас отвергли, унизили, ограничили в возможностях. В изоляции могут возникнуть сильные чувства еще и потому, что за определенными аффектами могут скрываться и старые травмы, особенно случаи с насилием, непринятием. Особенно трудно тем, кого, может быть, запирали в детстве, кто застревал в лифте – поверьте, бессознательное «не понимает», что сейчас мы находимся не в той же истории, срабатывают триггеры, и реакция может быть столь же заряженной, что и на те ситуации.

И открыть в себе какие-то части личности, которые не очень симпатичны (но лишь на первый взгляд), вспомнить о какой-то боли, которую так хотелось забыть, – все это не очень радостные процессы. Но они одновременно становятся возможностями, если уметь к ним грамотно подойти, встретиться с ними без страха, лицом к лицу. Самопознание – штука порой очень болезненная, но вместе с тем необходимая, особенно, если все условия показывают: пора этим заняться. Хорошо, если можно раскрыться кому-то без страха. Это могут быть друзья, родственники, личный дневник. И, конечно, в такой ситуации особенно полезной будет помощь психолога, который сможет бережно поработать с вашей болью и сделать так, чтобы реакция стала переносимой.