Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера. Самозванный император на вахте."Россия".

До начала 90-х годов России удавалось оставаться среди законодателей мод мирового кораблестроения. Особенно эффектно смотрелось развитие русской концепции броненосных крейсеров,в т.ч. и океанских рейдеров. К этому времени накопилась критическая масса технических достижений,внедрявшихся на флоте,приближался этап качественного скачка. Скорострельная артиллерия,новые системы машин и котлов,новые снаряды,новые и более прочные сорта броневой стали,телефонная связь,корабельные электростанции,минное оружие.

Одиночные проекты,которые разрабатывались индивидуально и требовали значительных организационных затрат сменялись постройкой серий однотипных кораблей,что позволяло создать крупные современные флоты. А здесь ведущую роль играла уже не гениальность мысли разработчиков ,а мощная многопрофильная развитая индустрия,с чем в царской России были значительные проблемы.

Первый русский океанский броненосный крейсер "Рюрик"в первом же заграничном плавании в июне 1895 года (на торжества , посвященные открытию Кильского канала)получил восторженные отклики европейской прессы.«Жемчужина Кильской эскадры»-писали британцы. Огромный мореходный крейсер с 19 узловой скоростью мог стать грозой британских коммуникаций. Однако ,после более пристального знакомства с кораблем,потенциальный противник вычислил и слабые места грозного русского корабля. Лорд Брассей отмечал в своем ежегоднике:

«Если бы мы имели случай рассмотреть «Рюрик» раньше, вряд ли «Пауэрфул» и «Террибл» вообще были бы построены. Борта «Рюрика» ощетинились пушками, и до тех пор, пока вы не поднимитесь на его палубу, он кажется страшным. Но достаточно одного снаряда, разорвавшегося в открытой батарее, чтобы полдюжины орудий оказались бы разом выведенными из строя».

Крейсер сохранял архаичный и бесполезный парусный рангоут, а размещение бортовой артиллерии на своеобразном "футбольном поле"вместо башен и защищенных палубных установок не позволяло ему претендовать на звание "идеального" корабля.

Тем не менее ,англичане построили против него десяток крейсеров,в т.ч. те же «Пауэрфул» и «Террибл» ,тоже огромные,но не очень эффективные.

Отечественные специалисты недостатки "Рюрика" вполне осознавали.Морское министерство предусматривало развитие концепции высокоавтономных океанских рейдеров.Планировалось иметь три однородных корабля данного типа,с устранением на последующих выявленных недостатков.

По указанию управляющего Морским министерством вице-адмирала Н.М. Чихачёва от 22 августа 1892 года эскизный проект корабля под условным наименованием «Рюрик № 2» был разработан в МТК под руководством Н. Е. Кутейникова.

Вес брони по проекту должен был равняться 2090 т. (включая палубу). В отличие от прототипа новый крейсер получил более обширное бронирование бортов ,при снижении его толщины, второй броневой пояс,между орудиями в казематах установили разделительные полупереборки из 37-мм брони, увеличили до 305-мм бронирование боевой рубки, а незащищённые на «Рюрике» кожухи элеваторных шахт прикрыли 76-мм бронёй. Причем ,благодаря техническому прогрессу,на новом крейсере броня была уже не компаунд,а гарвеевская, сталеникелевая, значительно более прочная.

Значительно изменилась силовая установка-наконец-то были использованы водотрубные котлы и впервые в нашем флоте была установлена специальная машина экономического хода, работающая на средний вал. Крейсер получил четыре дымовых трубы и 3 винта. Проектная скорость была увеличена до 19,5 узлов. Тяжелый рангоут не предусматривался.

Корабль получил новые длинноствольные 203 мм орудия.Вместо шести 120-мм пушек в итоге установили 12 патронных 75-мм пушек. С помощью перемещения пушек и боевой рубки удалось обеспечить нормальные углы возвышения носовых 203-мм орудий. Кормовую 152-мм пушку с батарейной палубы перенесли на палубу юта, но погонную 152-мм пушку переносить из-под полубака на его палубу не стали (это было сделано лишь в 1904 году).

В 1894 году были готовы основные чертежи. Строить броненосный крейсер, было поручено Балтийскому заводу в г. Санкт-Петербурге. Наблюдающим за строительством стал корабельный инженер Н. Е. Титов. 20 мая 1895 года состоялась церемония закладки броненосного крейсера "Россия" «в высочайшем присутствии».

Спуск_на_воду_крейсера_Россия_30_апреля_1896
Спуск_на_воду_крейсера_Россия_30_апреля_1896

Россия_на_достройке
Россия_на_достройке

Постройка велась в ускоренном режиме при постоянных задержках согласования вносимых изменений, но при требовании обеспечить уход корабля в заграничное плавание в октябре 1896 г. Часть механизмов и материалов пришлось заказывать за границей. Водотрубные котлы Бельвиля поступили из Франции, часть гарвееевских броневых плит 73 плиты (от 127 до 305-мм. толщиной) заказали (с переплатой за срочность) в США на заводе Карнеги. завода,изготовление которых пришлось ускорять отдельными усилиями. На зиму для достройки крейсер перевели в незамерзающую Либаву. Спуск на воду в присутствии Императора Николая II состоялся 30 апреля 1896 г.

В октябре 1896 года еще не полностью готовый корабль при переходе из Петербурга в Кронштадт испытал стандартное балтийское приключение-он сел на мель.Причем сел капитально,более двух недель ушло на то чтобы его с нее снять. Для снятия крейсера с мели были привлечены «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Сисой Великий», землечерпалки и водолазы. В результате этого инцидента крейсер не получил серьезных повреждений.

-5

Чихачев не зря торопил кораблестроителей. В мае 1897 года бабушка Европы,королева Виктория праздновала 60 летие сидения на троне. "Россия",еще до принятия в казну ,отправили попугать старушку.На Портсмутском рейде "Россия" красой и статью была среди фаворитов. Ее соперником был лишь монструозный итальянский "Лепанто".

Правда профессионалы ,из флота потенциального противника,по прежнему считали основным недостатком русского крейсера батарейное расположение артиллерии.

До 1907 г. –корабль по официальной классификации числился как крейсер I ранга ,потом -броненосным крейсером.

"Россия" Балтийский завод. Строительство начато 20 ноября 1893 года. Спущен на воду 30 апреля (12 мая) 1895 года. Введён в эксплуатацию 13 сентября 1897 года. Выведен из состава флота 1 июля 1922 года,разобран на металл

Водоизмещение 12 130/12 195 т. проектное, Фактическое на испытаниях 12576 т . Длина наибольшая 147.80 м ,по ватерлинии 144.2 м ,между перпендикулярами 140.6 м . Ширина 20,88 м. Осадка: проектная 7.92 м ,на испытаниях 8.1 м .
Бронирование-Гарвеевская броня: борт 152—203 мм (119.8 х 2.6 м) , казематы 127 мм, палуба 51—76 мм, боевая рубка 305 мм , гласис машинного отделения 127 мм , элеваторы подачи снарядов 38 мм ,котельные кожухи 38 мм , траверз (носовой) 178 мм, переборки в батарее 38 и 127 мм
Двигатели 3 вертикальных паровые машины тройного расширения , 32 котла Бельвилля, проектная 17000 л.с., на испытаниях 17 680 л. с. .Скорость хода на испытаниях 19,74 узла. Дальность плавания 7740 морских миль на 10 узлах, 5040 морских миль на 12 узлах. Экипаж 28/811 чел. Автономность: 31 сутки при 10 узлах.
Вооружение-4 × 203-мм/45, 16 × 152-мм/45 Канэ , 12 × 75-мм/50 Канэ , 20 × 47-мм /43 Гочкис , 16-18 × 37-мм/23 Гочкис (2 на катерах) , 2 десантные пушки Барановского 64-мм /19 . Минно-торпедное вооружение 5 надводных 381-мм торпедных аппаратов,2 254-мм метательных минных аппаратов(на катерах)

В 1904 году погонную 152-мм пушку перенесли с полубака на его палубу, так же шесть 75-мм орудий заменили на шесть 152-мм. На крейсере разместили аэростат для дальнего обнаружения противника.

В 1906 году добавлены шесть 152-мм орудий, малокалиберная артиллерия заменена на пятнадцать 75-мм и две 47-мм. Число торпедных аппаратов уменьшено до двух.

В 1906-1909 гг. на Балтийском заводе демонтировали машину экономичного хода и бизань-мачта, фок и грот-мачты разнесли к оконечностям, заменили котлы, установили новою систему ПУАО, новые оптические прицелы, новые дальномеры, заменили станки 203-мм орудий на станки с центральным штырем.

В 1915-1916 гг. на корабле срезан полубак, часть 152-мм/45 орудий и 75-мм пушек были заменены на 4 х 203-мм/45, орудия главного калибра составляли 8 х 203-мм/45 и 14 х 152-мм/45, 2 х 47-мм зенитных пушки, 3 зенитных пулемета (по др. данным-6х203/45, 14х152/45, 2х47, 3 пулемета) , устройства для установки мин (крейсер мог загрузить на борт 300 мин), две радиостанции Telefunken, одна радиостанция Maracio, приборы управления огнем, телефоны, приборы гальванической стрельбы, систему продувания стволов орудий.

-8

Силуэт крейсера имел фальшборта по всей верхней палубе, три мачты, четыре дымовые трубы с вентиляционными раструбами, боевую, адмиральскую и две ходовые рубки, мостики. Подводная часть корпуса,для уменьшения обрастания в южных морях обшивалась листовой медью. Форштевень имел прорезанный порт для установки погонного 152-мм орудия над местом расположения носового украшения, а внизу- отверстие для носового минного аппарата. Под водой форштевень выступал вперёд, образуя собой таран. Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 11 основных отсеков.

Система броневой защиты корабля выполнялась из улучшенной гарвеевской брони и включала главный вертикальный пояс по ватерлинии, второй броневой пояс, траверзы и казематы батарейной палубы и полубака, броневые палубу и боевую рубку. Главный вертикальный броневой пояс монтировался из плит бортовой поясной брони по ватерлинии, которая опускалась ниже её на 1,2 метра, а также из носового броневого траверза. Бортовая броня по ватерлинии имела толщину 203-мм в средней части корпуса (на протяжении кочегарных и машинных отделений), уменьшаясь к нижней кромке, а также в нос до 152-мм, где заканчивалась носовым броневым траверзом толщиной 178-мм, расположенным в районе 27-го шпангоута. В корму толщина плит главного броневого пояса уменьшалась до 127-мм соединяясь с броневыми плитами противоположного борта. Броневая, карапасная в носовой части, жилая палуба имела общую толщину 51-мм в районе машинно-котельных отделений увеличиваясь к носовой оконечности до 63-мм и стелилась, на стальную палубную обшивку. К бортам броневая палуба имела скосы толщиной 76-мм, на всём её протяжении. Второй бортовой броневой пояс начинался от броневой палубы и продолжался до батарейной палубы прикрывая броневыми плитами толщиной 76-мм четыре котельных отделения и броневыми плитами толщиной 127-мм машинное отделение с двумя паровыми машинами основной мощности. Батарейная палуба имела носовой и кормовой траверзы из броневых плит толщиной по 127-мм, а также броневые переборки толщиной 38-мм, которые устанавливались между орудиями на батарейной палубе от бортов на половину ширины, образуя собой казематы, уменьшающие разрушительные действия снарядов. Казематы двух носовых 203-мм орудий главного калибра, под палубой полубака, защищались бортовой бронёй из плит толщиной 76-мм и носовым траверзом из броневых плит толщиной 51-мм. Боевая командирская рубка защищалась бронёй имевшей толщину 305-мм, а кожухи элеваторных шахт прикрыли 76-мм бронёй.

На верхней палубе размещались погонная 152-мм пушка, две носовые бортовые 152-мм пушки и две 203-мм пушки под палубой полубака, кожухи с четырьмя дымовыми трубами, световые люки машинных отделений, кормовая рубка, кормовой мостик с бортовыми крыльями, 75-мм и 47-мм артиллерия, рубка адмирала, световой люк адмиральского салона, кормовые две 203-мм пушки и одна 152-мм пушка. На батарейной палубе побортно в казематах устанавливались 152-мм скорострельные орудия Канэ на поворотных платформах, столовая команды, а в корме за броневым траверзом размещались каюты офицеров штаба и апартаменты командира, а также апартаменты и салон адмирала. На жилой палубе располагались носовой минный аппарат, арсенал и шпилевое отделение, канцелярия, каюты кондукторов, операционная и лазарет, кают-компания кондукторов, бортовые угольные ямы, сушильня и баня команды, каюты офицеров, места общего пользования офицеров, кают-компания офицеров, апартаменты старшего офицера.

Главная энергетическая установка - механическая, трёхвальная с двумя паровыми машинами общей мощностью 12000 л.с., одной паровой машиной мощностью в 2500 л.с. и 32 водотрубными котлами системы "Бельвилля".Полный запас угля, принятый на борт составлял 2246 тонн и позволял крейсеру пройти около 7500 миль при экономической скорости хода 10 узлов, а полная скорость хода составляла 19,7 узла.

-9

Вооружение броненосного крейсера состояло из

- 4 одноствольных 8-дюймовых (203-мм) орудий Бринка с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно на верхней палубе, два в носовой и два в кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором Розенберга. Станок орудия поворотный на центральном штыре с гидравлическим компрес­сором и тормозом отката с подъемным механизмом в виде двух зубчатых дуг и ручными приводами наводки и заряжания. Сектор обстрела по горизонтали равнялся 170°, а по вертикали - от -5° до +18°. Скорострельность орудия - до 2 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входили бронебойные стальные снаряды, чугунные осколочные снаряды и сегментные снаряды весом 88 кг Начальная скорость снаряда составляла 891 м/с при максимальной дальности стрельбы до 11,85 км с углом возвышения +18° и 11,16 км с углом возвышения +15°.

В 1907 году на вооружение принимают снаряды нового образца: фугасный весом 87,8 кг, и полубронебойный весом 106,9 кг.

- 16 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных на верхней и батарейной палубах. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором. Станки 14 орудий бортовые, а 2 орудий, расположенных в диаметральной плоскости на центральном штыре. Бортовой станок обеспечивал сектор обстрела по горизонтали 100° и по вертикали от -6° до +20°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Скорострельность орудия - до 10 выстрелов в минуту c темпом стрельбы от 2 до 4 выстрелов в минуту (зависел от подготовки расчёта и вида стрельбы). В состав боекомплекта входили бронебойные и осколочные унитарные выстрелы весом 57,4 кг. Стальной бронебойный снаряда весом 41,4 кг,чугунный осколочный снаряд весом 41,4 кг. Начальная скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в 10 км с углом возвышения +20°.

- 12 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, расположенных побортно на верхней палубе (8) и палубе полубака (4). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Канэ с центральным штыром. Сектор обстрела по вертикали от -7° до +20°,горизонтальный 200°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Скорострельность орудия - до 12 выстрелов в минуту c темпом стрельбы от 4 до 6 выстрелов в минуту (зависел от подготовки расчёта и вида стрельбы). Заряжание пушки унитарное. В состав боекомплекта входили бронебойные унитарные выстрелы весом 4,9 кг. Начальная скорость снаряда составляла 823 м/с при дальности стрельбы в 6,4 км с углом возвышения +13°, а на прямой наводке пушка имела дальность стрельбы 915 метров и пробивала броню толщиной до 117-мм.

-12

-20 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые размещались побортно на баке (6), на верхней палубе (12) и батарейной палубе (2). Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км.

47-мм пушка Гочкиса
47-мм пушка Гочкиса

- 18 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, расположенных на боевом марсе фок-мачты (8) и побортно на крыльях носового (2) и кормового (2) мостиков, на верхней палубе (4) и для установки на шлюпках (2). Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки включал 2 человека. Скорострельность 20 выстр. /мин. Боезапас состоял из снарядов весом 0,5 кг, которые развивали начальную скорость в 442 м/с и имели дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км.

-14

- 2 одноствольных 63,5-мм десантных пушек Барановского с длиной ствола 19,8 калибра, предназначенных для поддержки десанта. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на корабельном станке или колёсном станке. Боезапас включал шрапнельные снаряды весом около 3 кг. Скорострельность пушки до 5 выстр./мин. Угол вертикальной наводки составлял от -15° до +80°. При начальной скорости снаряда в 329 м/с. и угле возвышения +20° дальность стрельбы составляла до 2,5 км.

- 5 однотрубных 381-мм надводных торпедных аппаратов , установленных в носовом отделении жилой палубы (1 выдвижной) и в бортовых отсеках (4 поворотных). Боекомплект состоял из 10 торпед.

Cистема управления артогнём системы "Гейслера" .

-16

-17

7 мая 1897 г. крейсер отправился в Англию для участия в торжествах посвященных шестидесятилетию царствования королевы Виктории. Путь в 1660 миль до Портленда крейсер преодолел за 122 часа, средняя скорость перехода составила 13,6 узлов, а максимальная 16 узлов.

В торжествах принимали участия корабли 13 стран. Только английских кораблей было 165, среди них 21 броненосец, 44 крейсера, 25 канонерских лодок и 70 миноносцев. 14 июня состоялся королевский смотр морского парада. Затем-взаимные визиты и обмен опытом. Крейсер «Россия» посетило много гостей в том числе первый лорд Адмиралтейства Гошен, адмирал Фримантль и главный строитель британского флота Уайт. Обратный путь длиной 1648 миль крейсер преодолел за 134 часа и в 4 часов утра 26 июня вернулся в Кронштадт.
В конце июля 1897 года крейсер принимал участие в мероприятиях по встрече германского императора Вильгельма II ,прибывшего на яхте в сопровождении германской эскадры на встречу с Николаем II. 30 июля крейсер посетили оба императора.14 августа крейсер посетил Николай II с великими князьями и французский президент Феликс Фор прибывший с визитом 11 августа.

На корабле вахтенным офицером некоторое время проходил службу великий князь Кирил Владимирович племянник Александра III (в 1924 году, в эмиграции, провозгласил себя Императором Всероссийским Кириллом I).

15 октября 1897 г. в 9 часов утра крейсер отправился из Кронштадта на Дальний Восток,к месту службы. В порту Виго произошла встреча с английской эскадрой в составе 8-ми броненосцев, 4-х крейсеров и 2-х "минных" лодок. Посетивший «Россию» командующий английской эскадрой после осмотра отметил, что русский крейсер превосходит английские крейсера Powerful и Terrible. После ухода английской эскадры крейсер продолжил поход.

23 декабря 1897 г. "Россия" прошла вплотную к берегу мимо города Ретимнон (о. Крит)в котором в это время,на период Критского кризиса,располагался Житомирский пехотный полк из экспедиционных сил Российской империи . 26 февраля 1898 года корабль прибыл в Нагасаки.

Крейсер_Россия_в_Йокогаме
Крейсер_Россия_в_Йокогаме

В июле 1899 г. крейсер «Россия» прибыл во Владивосток и вошел в состав Владивостокской эскадры- крейсеров «Рюрик», «Россия», «Память Азова», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Адмирал Корнилов», клиппера «Разбойник», мореходных канонерских лодок «Манджур», «Гремящий», «Кореец», «Бобр» и «Сивуч», минных крейсеров «Всадник» и «Гайдамак», эскадренных броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин».

А уже 24 мая 1900 года крейсер прибыл на рейд порта Таку для участия в десантной операции во время подавления боксерского восстания.

С 1902 года крейсера "Россия", "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" в соответствии с разработанным планом военных действий были сосредоточены во Владивостоке, составив Владивостокский отряд крейсеров.

До января 1904 на крейсере велось усиленное обучение экипажа, крейсер участвовал в маневрах, стрельбах, боевых дежурствах.

Russian_battleships
Russian_battleships
-21

26 января 1904 г. крейсер за восемь часов перекрасили в боевые зелено-оливковые цвета. А 27 января «Россия» вместе с крейсерами «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» отправились в первый боевой поход русско-японской войны. Основной задачей крейсерам ставилось отвлечение сил японского флота от Порт-Артура. 29 января перехватили и ,сняв экипаж, утопили японский пароход. 1 февраля вернулись во Владивосток из за замерзания воды в стволах орудий(вышли в поход в боевом положении без заглушек на стволах ) и потери боеспособности. В следующий поход для поиска японских судов отправились 11 февраля.

Gromoboy&Rossiya1904r
Gromoboy&Rossiya1904r
Cruisers_Ryurik_and_Gromoboi_in_the_Golden_Horn_Bay
Cruisers_Ryurik_and_Gromoboi_in_the_Golden_Horn_Bay

22 марта крейсер участвовал в преследовании обстрелявшей Владивосток японской эскадры. Догнать японцев не удалось и корабли вернулись в бухту. 12 апреля крейсера перехватили японский транспорт Kinshu maru ,солдаты с которого стали отстреливаться. В результате транспорт утопили торпедой с крейсера «Россия». Корабли вернулись во Владивосток 14 апреля. В результате действий русских крейсеров Японии пришлось держать в Японском море эскадру Камимуры, так что задачу по отвлечению сил они выполнили.

Крейсер Россия топит пароход Киншуи
Крейсер Россия топит пароход Киншуи
Крейсеры_Рюрик_Россия_Громобой_во_Владивостоке-Сорокин_Юрий
Крейсеры_Рюрик_Россия_Громобой_во_Владивостоке-Сорокин_Юрий

18 июня при возвращении из набега на Гензан крейсера недалеко от острова Икисима уклонились от боя с семью японскими кораблями среди которых было четыре броненосных крейсера. Ближе к ночи японские миноносцы пытались атаковать российские крейсера, но выйти в торпедную атаку не смогли. С крейсера «Россия» добились одного попадания 203-мм снарядом и одного 152-мм снарядом по атаковавшим миноносцам и вынудили японцев прекратить. Утром 19 июня крейсера перехватили английский пароход Cheltenham с грузом леса для японской железной дороги. Пароход с призовой командой «Громобоя» отправили во Владивосток. На следующий день крейсера вернулись во Владивосток.

За время крейсерства с апреля 1904 по апрель 1905 года потопил два японских транспорта, 6 японских шхун, английский пароход «Knight Commander», германский пароход «Tea» и ещё 4 японских судна.

Крейсеры_Рюрик_Россия_Громобой_во_Владивостоке
Крейсеры_Рюрик_Россия_Громобой_во_Владивостоке

-27

Утром 30 июля 1904 года три крейсера Владивостокского отряда вышли навстречу прорыву порт-артурской эскадры(закончившемся боем в Желтом море). "Россия"-флагман контр-адмирала Карла Петро́вича Иессена. Вместо порт-артурцев на месте встрече они утром 1 августа обнаружили японскую эскадру Камимуры из семи крейсеров (Azuma, Izumo, Tokiwa, Iwate, Naniwa, Takachiho, Niitaka) ,которые ожидали русские крейсера. Японская эскадра Камимуры появилась слева в 8 милях (14,82 км), постепенно приближаясь, легла на параллельный курс. Наши корабли в соответствии с Морским уставом - "В виду неприятеля" - подняли на всех мачтах стеньговые флаги. Японские крейсера первыми открыли огонь из 203-мм орудий.

-28

Во время боя в Корейском проливе русский отряд потерял крейсер "Рюрик". Заминка с потерей скорости у получившей пробоину дымовой трубы "России" привела к фатальному повреждению рулевого управления замыкающего строй "Рюрика""России " ,помимо этого, постоянно выходили из строя подъемные механизмы орудий.

Японцы выпустили по нашим кораблям около 7 тысяч снарядов, из них почти тысячу—восьмидюймовых, израсходовав почти половину боезапаса и в итоге отказавшись от погони. Они добились по несколько десятков попаданий в каждый, но не смогли потопить ни одного—«Рюрик» в конце концов был затоплен командой

На «России » только убитыми было потеряно 47(48) человек,раненых 165. Вечером 3 августа тяжело поврежденные «Россия» и «Громобой» вернулись в бухту Золотой Рог.

3 апреля 1905 года после проведенного ремонта и модернизации «Россия» провела стрельбы и испытания аэростатов. Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий Канэ установлены 6х152-мм орудий, а погонное 152-мм орудие перенесено на палубу полубака. Зимой 1904-1905 года использовался в качестве плавучей батареи у входа в бухту Новик для флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду.

С 25 по 28 апреля во время похода к японским берегам «Россия» и «Громобой» уничтожили четыре японские шхуны. 18 мая крейсер «Россия» был направлен для оказания помощи крейсеру «Изумруд» но вскоре повернула обратно, так как «Изумруд» был взорван командой по приказу запаниковавшего командира.

Крейсер_Россия_и_шхуна_Айя-Мару_26_апреля_1905
Крейсер_Россия_и_шхуна_Айя-Мару_26_апреля_1905

5 сентября 1905 крейсер «Россия» с крейсером « Богатырь » и миноносцами «Бравый» и «Грозный» встретились с японскими крейсерами Iwate и Niitaka и миноносцами Oboro и Akebono. Мирный договор уже был заключен и российские офицеры посетили Iwate.

В конце октября начале ноября крейсер участвовал в высадке русского гарнизона на Сахалине. 8 ноября получил приказ возвращаться в Кронштадт не заходя во Владивосток. 11 ноября крейсер вышел в море покидая Дальний Восток.

Георгиевские_кавалеры_из_экипажа_крейсера_«Россия»
Георгиевские_кавалеры_из_экипажа_крейсера_«Россия»

Выдача водки матросам на крейсере «Россия» Русского Императорского Флота.
Выдача водки матросам на крейсере «Россия» Русского Императорского Флота.

В Кронштадт крейсер пришел вечером 26 марта 1906 г. Несколько лет крейсер потратил на ремонт и модернизацию- ремонт обшивки корпуса, замена котлов и демонтаж средней машины экономического хода , установка новой системы ПУАО, новых оптических прицелов, новых дальномеров, был облегчен рангоут ( корабль имел после ремонта две мачты вместо трех) . После завершения ремонта, в 1909 году, корабль был назначен в учебно-артиллерийский отряд.

В честь коронации нового короля Англии Георга V, для участия в параде был выбран крейсер «Россия». 11 июня 1911 года почти 200 кораблей дали салют в 21 выстрел в честь нового короля.

До начала Первой Мировой войны крейсер совершал различные учебные походы, в Плимут, остров Святого Фомы, Ямайку, Портсмут, Портленд.

Крейсер_Россия_Портленд_сентябрь_1913
Крейсер_Россия_Портленд_сентябрь_1913
Крейсер_Россия_в_Тулоне_март_1914
Крейсер_Россия_в_Тулоне_март_1914

18 июля 1914 г. крейсер «Россия» покинул Кронштадт и отправился в Ревель для присоединения к флоту. «Россия» возглавляла вторую бригаду крейсеров. Во время войны крейсер устанавливал минные заграждения, прикрывал места сосредоточения флота, участвовал в набеговых и разведывательных операциях, прорывался в германские воды для минирования коммуникаций. На заграждении, поставленном «Россией» в январе 1915 года, подорвался германский крейсер Gazelle'.

Крейсер_Россия_во_время_перевоооружения_1915-1916
Крейсер_Россия_во_время_перевоооружения_1915-1916

Крейсер в Гельсингфорсе.
Крейсер в Гельсингфорсе.

25 октября 1917 года "Россия" вошла в состав советского Балтийского флота. 22 декабря 1917 покинул Гельсингфорс и через четыре дня прибыл в Кронштадт. В мае 1918 г. крейсер законсервировали в Кронштадте,а в 1919 частично разоружили для передачи 6 дюймовых орудий в Латвию для обороны Риги. 1 июля 1922 продан на слом «Деруметаллу». При буксировке в Германию сел на мель недалеко от Таллина, впоследствии снят и отведен в Киль где и разобран на метал «Рудметаллторгом».

Соловьев_Алексей_Броненосный_крейсер_Россия
Соловьев_Алексей_Броненосный_крейсер_Россия

Крейсера типа "Рюрик" были одними из самых крупных представителей своего класса.Резерв водоизмещения был использован в основном на увеличение дальности плавания и мореходности-корабли предназначались для океанского рейдерства.

В этом качестве в составе отряда они были весьма успешны. До тех пор пока не стали использоваться для другого- для поддержки эскадры ,в столкновении с броненосными крейсерами эскадренного типа ближнего радиуса действия ,да еще и следующего поколения(с башенной артиллерией главного калибра).Шансов на победу у русского отряда не было,а шанс прорваться всем не получился стечением ряда обстоятельств,характерных для той войны. Тем не менее,русские крейсера вели 5 часовой бой с противником ,трехкратно превосходящим по огневой мощи, и потеряли один корабль.

Бой в Корейском проливе стал очередным подтверждением живучести крупных броненосных кораблей в артиллерийском бою.Правда Цусима показала обратное. Да и аналогичное столкновение при Коронеле в 1914 закончилось гораздо быстрее и фатальнее для английских броненосных крейсеров.

В истории "России" также есть и два действующих императора на борту и один самозванный император на вахте и даже участие в двух парадах на Спитхедском рейде-1897 и 1911 годов.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.