Найти тему
Вижу красоту

Совфарфор по принципу IKEA

Василий Дорофеев. Чайник из сервиза «Восьмигранный». 1928. Дулёво. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1168. Источник: goskatalog.ru
Василий Дорофеев. Чайник из сервиза «Восьмигранный». 1928. Дулёво. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1168. Источник: goskatalog.ru

Работая в Государственном музее керамики в Кусково в 2018 году я написал ряд заметок, популяризирующих достижения фарфоровой индустрии СССР. Тогда они не пригодились. Но с появлением собственного канала «просвещения фарфором» я теперь могу опубликовать эти тексты здесь. И при этом теперь есть возможность проиллюстрировать текст фотографиями музейных экспонатов, официально опубликованными в сети интернет на портале ГОСКАТАЛОГ.РФ

Государственный каталог музейного фонда РФ // goskatalog.ru
Государственный каталог музейного фонда РФ // goskatalog.ru

Стандартизация «коллективной» жизни в первые десятилетия становления власти «Советов» в России потребовала промышленного обеспечения предметами коммунального быта. Впереди было построение системы общественного питания – столовых с их характерным атрибутом – гранёным стаканом, стеклянным, но толстостенным и почти небьющимся. Требовалась типовая массовая посуда. Реформирование её фабричного производства началось с сокращения дореволюционного ассортимента продукции в четыре раза – к 1925–1928 годам в производстве осталось 10–120 видов фарфоровой и 70–75 фаянсовой посуды. Затем последовала стандартизация видов сырья и показателей качества – толщины и белизны фарфорового черепка, унификация размеров и ёмкостей, типизация форм и декора посуды в направлении упрощения и удешевления.

Затем возникла потребность в создании новых удобных в своём функциональном использовании форм посуды и обновлении существующих на основе метода рационализации. Помимо учёта гигиеничности и удобства мытья более простых посудных форм, конструкторы акцентировали внимание на экономии денег потребителей – цена минималистичной по форме и декору посуды снижалась за счёт экономии материала и пространства при упаковке в ящик для транспортировки по территории огромной страны. (В грузовик или вагон вмещалось на треть больше изделий, что снижало итоговую стоимость за счёт сокращения транспортных расходов). Этот принцип знаком современному потребителю по деятельности шведской производственно-торговой компании ИКЕА.

Первые же опыты нового функционального оформления посуды в промышленном масштабе были осуществлены в Англии. Чайник в форме куба был изобретен англичанином Робертом Кроуфордом Джонсоном (1882–1937), который отвечал за дизайн и зарегистрировал «Cube Teapots Ltd» в 1916 году. В 1920 году фирмой «Садлер», находящейся в Берслеме, был начат выпуск чайника «Куб».

Однако, эти чайники проектировались как стандартные «долгослужащие» для использования в сети кафе, ресторанов, отелей. В СССР же этот принцип был перенесён в сектор производства домашней утвари, всегда отличавшейся индивидуальностью, малотиражностью, и даже традицией спецзаказа к семейному торжеству.

Единственным тиражируемым в заводских условиях советским фарфоровым сервизом, созданном в 1928 году на основе новой методики функционального конструирования, разработанной в Государственном экспериментальном институте силикатов, был чайный сервиз студента Василия Григорьевича Дорофеева. Это была дипломная квалификационная работа под руководством Алексея Васильевича Филиппова по итогам обучения во ВХУТЕМАСе – Высших художественно-технических мастерских — московском учебном заведении, созданном в 1920 году в Москве путём объединения Первой и Второй Государственных свободных художественных мастерских, образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сервиз пошёл в производство на подмосковной Дулёвской фарфоровой фабрике и даже экспортировался в США до Второй мировой войны.

Сервиз «Восьмигранный» («Коралловый»). 1928

Модель: 1928, Дорофеев Василий Григорьевич (1896–?)

СССР. Государственная Дулёвская фарфоровая фабрика имени Газеты «Правда»

Фарфор, крытьё, роспись надглазурная, золочение

Поступление: 1935, закупка у автора

Государственный музей керамики в Кусково

Василий Дорофеев. Сервиз «Восьмигранный». 1928. Дулёво. Государственный музей керамики в Кусково
Василий Дорофеев. Сервиз «Восьмигранный». 1928. Дулёво. Государственный музей керамики в Кусково

Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив