Найти тему
Деконкиста

Пересмотр числа репрессированных в СССР: документы низовых административных уровней

C подачи Виктора Николаевича Земскова (при всех его бесспорных заслугах) в отечественной историографии установилось некритическое отношение к сводной отчетности ОГПУ-НКВД. Если 'доархивный период' страдал чрезмерным, почти априорным доверием к нарративным источникам (мемуарам), то после 1989 г. многие историки эры 'архивной революции' пали жертвой своеобразного 'архивного фетишизма'.

Ряд авторов (прежде всего упомянутый мной В.Н. Земсков, а также многие представители т.н. ведомственной историографии - Ю.Моруков и др.) стали абсолютизировать рассекреченную сводную статистику органов, выявленную в центральных архивах, при этом практически не работая с низовым уровнем в региональных архивах для перепроверки обобщающей отчетности Центра. В результате ряд системных факторов, влияющих на сбор и интерпретацию данных работниками периферии остался попросту проигнорирован.

В своем ответе на критику демографа С. Максудова, В.Н. Земсков так обосновывал свое доверие к сводным цифрам Отдела по спецпоселенцам ГУЛАГа ОГПУ-НКВД : <...> По меркам того времени, качество учета было достаточно высоким, так как высланные кулаки фактически являлись поднадзорными, и их учет велся гораздо строже и скрупулезнее, чем в ряде случаев в отношении обычного гражданского населения<...> 'Сотрудники ЗАГСов фактически не несли никакой ответственности за недоучет, а что касается комендантов спецпоселков, то за недоучет они могли подвергнуться не только служебному взысканию, но и обвинению в пособничестве «кулацкому элементу» с весьма неприятными для них последствиями. Коменданты спецпоселков были очень заинтересованы в том, чтобы никакого недоучета не наблюдалось'.

В одной из своих последних и, с моей точки зрения, слабых монографий 'Сталин и народ' Виктор Николаевич утверждает следующее : 'Относительно умерших в «кулацкой ссылке» в 1932-1940 годах имеется точная статистика - 389 521 человек' <...> К началу 1932 года на учете в «кулацкой ссылке» числилось свыше 1,3 млн спецпереселенцев, а было их направлено туда в 1930-1931 годах немногим более 1,8 млн. Следовательно, за 1930-1931 годы убыль составила около 0,5 млн человек. В документах нет указаний на то, из каких компонентов слагалась эта убыль. Конечно, не вызывает сомнений, что главными компонентами являлись побеги и смертность. Причем, как правило, на первом место по численности находились бежавшие, на втором - умершие'. (цит. по Сталин и народ. Почему не было восстания. М.: Алгоритм, 2014. 240 с. 12,6 п.л.)

Зафиксируем что для Земскова умершие и бежавшие - категории отдельные, не коррелирующие с друг другом. А страх наказания за предоставление недостоверных сведений, якобы, гарантировал полноту и надежность первичной статистики на местах. Однако, анализ демографических последствий той же Назинской трагедии 1933 г., где погибшие как раз являлись формально трудпоселенцами, позволяет скорректировать подобные утверждения.

Выписка из Приказа № 141 по Александро-Ваховской Уч. Комендатуре СИБЛАГа ОГПУ от 29 июня 1933 года.
Выписка из Приказа № 141 по Александро-Ваховской Уч. Комендатуре СИБЛАГа ОГПУ от 29 июня 1933 года.


"Не оказавшихся на лицо при переучете т/п. нового контингента в количестве - 2809 человек из них мужчин - 2725 женщин - 84 с сего числа считать в бегах и исключить из списков Комендатуры, при чем из числа бежавших обнаружено трупов на острове - 455 и в тайге - 991".
Источник: ГАНО. Ф. 7-П. Оп. 1. Д. 628. Л. 104. Опубликовано: Назинская трагедия. Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А.Красильников.

Справка по данным учета трудпоселенцев Александро-Ваховской Участковой Ко­мендатуры СИБЛАГа ОГПУ на 20 сентября 1933 г.
Справка по данным учета трудпоселенцев Александро-Ваховской Участковой Ко­мендатуры СИБЛАГа ОГПУ на 20 сентября 1933 г.


"На 20 сентября с/г. из числа прибывших 10289 деклассирован­ных:
Умерло 1877 человек
Бежало 3682 человека. Всего - 5559 человек.
Цифра бежавших не соответствует действительности т.к.
1) На поселках многих хоронили по простому счету без наличия на них установочных данных, а отсутствующих при поверках числи­ли в бегах.
2) Как видно из прилагаемой выписки из приказа № 141 по Уч. Комендатуре, громадное количество числившихся в бегах фактиче­ски умерло, причем указанные в приказе цифры обнаруженных тру­пов т/п. далеко не полны, т.к. и до последнего времени продолжают обнаруживат[ь]ся не учтенные трупы умерших т/п. Таким образом, учитывая состояние здоровья т/п.[,] дальность пути и непроходи­мость, отсутствие соответствующих припасов и т.п. надо сказать, что бежать если и удалось, то только единицам".

Источник: ГАНО. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 628. Л. 144. Рукописный подлинник, подписи - автографы. Опубликовано: Назинская трагедия. Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А. Красильников.

Итого - значительная часть формально зарегистрированных в качестве бежавших из Александро-Ваховской комендатуры СИБЛАГа (тысячи человек) на самом деле погибла в тайге. Вышеприведенные сведения подтверждают старый источниковедческий труизм - слепое доверие документам Центра без перекрестного сравнения с материалами низовых административных уровней может искажать оптику исследователя.

Источник: https://corporatelie.livejournal.com/199588.html
Информация об авторе (аспирант Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук, докторант Оксфордского университета) и перечень его основных постов: https://corporatelie.livejournal.com/5158.htm