Найти в Дзене
HAPPY KELPIE

Британское фолк-возрождение

Что такое фолк-возрождение?¹ Фолк-ривайвл (от англ. folk revival; «народное возрождение», т.ж. фолк-ренессанс, фолк-возрождение) — феномен, суть которого в том, что молодые певцы и музыканты проявляют интерес к традиционной музыке и увековечивают её в своем творчестве. При этом зачастую такие артисты культурно крайне далеки от музыки, которую они «возрождают» — они не являются представителями традиционной культуры какой-либо региональной, расовой или этнической группы. Например, с 1950-х годов, типичной движущей силой фолк-ривайвлов был образованный средний класс. В этой связи для фолк-ривайвлов характерно сущностное противоречие — преимущественно городские, молодые, образованные представители среднего класса чествуют аутентичность музыки сельских культур, исчезнувших десятилетия или даже столетия назад. Круг ценителей традиционной музыки в обычных условиях ограничен малыми сообществами, обособленными от популярного мэйнстрима, но в ходе фолк-ривайвлов она представляет
Оглавление

     Музыканты российской моррис-команды Happy Kelpie исполняют английский фолк на концерте в Санкт-Петербурге. Фото Дмитрия Ширского.
Музыканты российской моррис-команды Happy Kelpie исполняют английский фолк на концерте в Санкт-Петербурге. Фото Дмитрия Ширского.

Что такое фолк-возрождение?¹

Фолк-ривайвл (от англ. folk revival; «народное возрождение», т.ж. фолк-ренессанс, фолк-возрождение) — феномен, суть которого в том, что молодые певцы и музыканты проявляют интерес к традиционной музыке и увековечивают её в своем творчестве. При этом зачастую такие артисты культурно крайне далеки от музыки, которую они «возрождают» — они не являются представителями традиционной культуры какой-либо региональной, расовой или этнической группы. Например, с 1950-х годов, типичной движущей силой фолк-ривайвлов был образованный средний класс. В этой связи для фолк-ривайвлов характерно сущностное противоречие — преимущественно городские, молодые, образованные представители среднего класса чествуют аутентичность музыки сельских культур, исчезнувших десятилетия или даже столетия назад.

Круг ценителей традиционной музыки в обычных условиях ограничен малыми сообществами, обособленными от популярного мэйнстрима, но в ходе фолк-ривайвлов она представляется более широкой аудитории. Само явление ривайвла предполагает не только воссоздание, но и перерождение музыки, помещение её в новый контекст, поэтому многие артисты фолк-ривайвлов открыты широкому спектру самых разных музыкальных влияний. Ривайвлы часто стимулируют коммерческий интерес и кроме исполнителей в них могут вовлекаться собиратели фольклора, менеджеры, учёные, журналисты, писатели, владельцы рекорд-лейблов и магазинов. Фолк-ривайвлы также обычно сопряжены с дискуссиями о подлинности воссоздаваемых народных традиций и о том, кто вправе возглавлять подобные движения.

     Дейв Сворбрик и Мартин Карти на обложке альбома Tales of Long Ago.
Дейв Сворбрик и Мартин Карти на обложке альбома Tales of Long Ago.

Природа фолк-ривайвлов, как и ривайвлов в целом, является комплексной. В их основе может быть стремление к аутентичности из-за недовольства современной музыкой; желание вернуться к истокам или основам жанров; представления о прошлом как о музыкально и социально непрерывном и целостном в противовес массовому производству, мимолетным трендам, моде и медийному распространению музыки сегодня. Идеи о «лучших временах», «естественной» музыке, индивидуальном и коллективном «чистом» творчестве вне влияния прогресса — среда, в которой расцветают ривайвлы. По этой же причине фолк-ривайвлы часто обусловлены не только музыкальными, но и политическими мотивами, в частности, левыми идеями, что ярко проявилось, например, в 1930-е годы в США.

В большинстве фолк-ривайлов современные артисты сочиняют новые песни, но включая в них народные темы и характерные музыкальные или поэтические черты. Например, Боб Дилан начал с исполнения традиционных и блюзовых песен, но в дальнейшем регулярно использовал народные мелодии и обороты речи в собственных композициях. Общий признак всех фолк-ривайвлов — адаптация народных стилей к другим музыкальным структурам — обычно более популярным — которые помогают донести народную музыку до широкой аудитории. Ещё до фолк-ривайвалов 1950—1960-х годов английские народные песни адаптировались для исполнения в мьюзик-холлах. Их реконфигурация для аудитории, выросшей на рок-н-ролле, является продолжением этого же подхода.

Народная музыка — одна из наиболее часто «возрождаемых» и фолк-ривайвлы разного рода с начала XX века стали регулярными феноменами. Такие волны наблюдались фактически в каждом поколении музыкантов: 20 — 30-летние циклы ривайвлов варьировались по масштабам, интенсивности и фокусу. Более других народные песни представили массовой аудитории по всему миру фолк-ривайвлы США и Великобритании в 1950—1960-х годах. Их следствием стало появление направлений народно-ориентированной популярной музыки, которую поп-аудитория стала воспринимать как народную. Так, под вдохновением от народной, возник одноименный жанр популярной музыки и множество его производных: электрик-фолк, фолк-рок, мэдивал фолк-рок, кельтик-рок, фолк-панк, фолк-метал и нью-фолк.
__
¹
Источник: Википедия.

Истоки британского фолк-возрождения

Под британским фолк-возрождением понимают мощные общественные движения за собирание, сохранение и распространение народной музыки Великобритании и близлежащих территорий. Прежде всего речь идет о т.н. фолк-возрождении первой и второй волны на рубеже XIX-XX вв и в середине XX века соответственно.

Фолк-возрождение первой волны ознаменовалось масштабным всплеском интереса к традиционной народной музыке. Фолк-возрождение второй волны заложило основы современной фолк-музыки. Помимо этого оно оказало огромное влияние на современную классическую музыку, привело к формированию т.н. национальной школы в музыке, созданию фолк-клубов и фолк-фестивалей и дало начало таким фундаментальным музыкальным поджанрам, как прогрессив-фолк и британский фолк-рок.

     Джон Плейфорд
Джон Плейфорд

Корнями британское фолк-возрождение уходит в Новое время. К середине XVII столетия растущее классовое разделение вызвало в образованных кругах интерес к различным аспектам культурной жизни простого народа, таким как праздники, фестивали, народные песни и танцы. Результатом стали крупнейшие печатные сборники за авторством Джона Плейфорда («Английский танцмейстер», 1651), Сэмюэла Пипса (1633-1703), коллекция роксбургских баллад, записанных Робертом Харли, 1-м графом Оксфордом. С течением времени интерес не угасал, в XVIII веке свет увидели сборники Томаса д'Урфи, епископа Томаса Перси, Джозефа Ритсона и других исследователей.

Промышленная революция в XIX столетии обострила классовые противоречия и изменила баланс социальных слоев. Население переселялось в города из сельской местности, городские и промышленные зоны разрастались, поглощая деревни. Уклад жизни простого народа менялся, старые сельскохозяйственные обычаи и традиции отмирали. Это породило в просвещенных кругах очередную волну интереса к народному фольклору и причудам старины в стремлении сохранить то, что исчезало безвозвратно. В 1830-1840-х годах вышел целый ряд сборников старинного фольклора, народных песен и поэзии — в частности, «Древние поэмы, песни и баллады английского крестьянства» (1846) за авторством Роберта Белла и «Новые и стародавние рождественские кэролы» (1833) Уильяма Б. Сандиса.

Первая волна британского фолк-возрождения (1890-1920 гг.)

Всплеск интереса к английской народной музыке и танцам на рубеже XIX и XX веков известен как первая волна британского фолк-возрождения. Ее характеризовали академический подход и скрупулезность в записи полевых материалов. Собиратели фольклора стремились сохранить полученное от носителей культуры в том виде, в котором оно исполнялось в конкретный момент времени.

     Сесил Дж. Шарп
Сесил Дж. Шарп

Среди ключевых фигур у истоков английского фолк-возрождения первой волны — Фрэнсис Джеймс Чайлд, Сабин Баринг-Гулд, Фрэнк Кидсон и Люси Броудвуд. Последние двое в 1898 году основали Общество народной песни. В более поздние годы (вплоть до Первой мировой войны) на первый план выходят основоположник возрождения морриса Сесил Шарп и его соратница Мод Карпелес, выдающиеся композиторы Джордж Баттерворт и Ральф Воан-Уильямс.

Исследуя народную музыку, собиратели фольклора обратились и к танцам. Фундаментальный труд по изучению и сохранению национального фольклора Сесил Шарп начинал с полевых записей традиционных мелодий, но затем заинтересовался и танцами, и впоследствии они полностью его захватили. Перу Сесила Шарпа принадлежит пятитомная «Книга морриса» — по сей день крупнейший и подробнейший сборник английских народных танцев моррис. Именно благодаря Шарпу мы сегодня имеем возможность продвигать стародавние традиции, что едва не исчезли с лица земли под гнетом промышленных революций и радикальных социальных изменений. В 1930-х силами последователей Сесила Шарпа было создано «Братство морриса» — по сей день крупнейшая действующая организация за сохранение этих оригинальных английских танцев.

     Показательный  ансамбль Общества английского народного танца. Келмскотт, июнь 1912 г.  Слева направо: Дуглас Кеннеди, Джордж Баттерворт, Джеймс Патерсон,  Персиваль Лукас, Клод Райт и Джордж Уилкинсон. Баттерворт, Лукас и  Уилкинсон погибли в Первой мировой войне.
Показательный ансамбль Общества английского народного танца. Келмскотт, июнь 1912 г. Слева направо: Дуглас Кеннеди, Джордж Баттерворт, Джеймс Патерсон, Персиваль Лукас, Клод Райт и Джордж Уилкинсон. Баттерворт, Лукас и Уилкинсон погибли в Первой мировой войне.

Идеи в основе первой волны фолк-возрождения вызвали критику, которая во многом обусловила характер фолк-возрождения второй волны. В частности, сомнению подвергалась целесообразность академического подхода к сохранению исконно живых, свободно передававшихся народных традиций; кроме того, слишком часто образованные собиратели фольклора воспринимали исходный материал предвзято, сквозь призму классической школы и в итоге искажали его в угоду собственным академическим взглядам.

Вторая волна британского фолк-возрождения (1945-1969 гг.)

Второе фолк-возрождение во многом основывалось на достижениях первого, однако в корне отличалось от него. Так, если первое фолк-возрождение было нацелено на сельский фольклор, то второе обратилось к шанти и рабочим песням XIX века. Проявился интерес к сомнительным с точки зрения общепринятой морали аспектам традиционного народного фольклора — теме эротики и секса, обсценной лексике. И если первое фолк-возрождение ставило целью сохранение традиционного фольклора в оригинальном виде, то второе положило начало современной, нетрадиционной фолк-музыке, помещая музыку и танцы давно минувших времен в новейший контекст.

Новая волна интереса к отечественному фольклору поднялась в Британии вслед за аналогичным движением в Соединенных Штатах в конце 1940-х. Свою роль сыграли видные американские деятели, такие как Алан Ломакс, перебравшись в Англию из США и продолжив работу на британской земле. Вместе с тем один за другим в Англии появлялись собственные выдающиеся фолк-музыканты — Эван Макколл, Эндрю Ллойд. Общество английской народной песни и танца (EFDSS) вело на BBC радиопередачу под названием As I Roved Out и знакомило слушателей с британской и ирландской народной музыкой по полевым записям Питера Кеннеди и Шимуса Энниса.

Распространению народной музыки среди городского населения способствовали фолк-клубы — новое модное веяние и характерная черта фолк-возрождения второй волны. К середине 1960-х их количество на территории Британии перевалило за три сотни. В дымной и горячей атмосфере пабов, в тесном кругу благодарной и преданной публики в полной акустике звучали стародавние песни, зарождались и набирали популярность новые таланты. В их числе — такие знаменитые исполнители и популяризаторы фолк-музыки, как семейство Уотерсонов, Ширли Коллинз, Мартин Карти. Именно благодаря фолк-клубам народная музыка прошлых веков обрела актуальное звучание, обросла современной политической подоплекой и открылась молодому городскому населению Британии. Через левые идеи ведущих деятелей фолк-возрождения романтизировался рабочий класс. Старинные рабочие песни, шанти и городской фольклор распространялись среди молодых профессионалов, служащих, студентов и других представителей городского среднего класса современной Англии.

     Группа Pentangle на концерте в Амстердаме, 1969 год.
Группа Pentangle на концерте в Амстердаме, 1969 год.

Фолк-возрождение второй волны изменило взгляды на сохранение традиций. Если в эпоху первого фолк-возрождения его подвижники старались сберечь собранные знания в музейных стенах в том виде, в котором запечатлели, то деятели второй волны ставили целью даровать старым обычаям, песням и танцам новую жизнь. Традициям не место на пыльных полках хранилищ и библиотек. Чтобы уберечь старые обычаи от исчезновения, нужно вернуть их народу, позволить развиваться и свободно передаваться между людьми, как это было испокон веков. Мир стремительно меняется, но существуют простые общечеловеческие истины, что остаются неизменными от века к веку. Старые песни и танцы, что когда-то развлекали наших предков, и в наши дни способны дарить радость. Стародавние традиции будут жить, если найдут путь к сердцам современной молодежи — двигателя популярной культуры. Но для этого древним порядкам придется адаптироваться, видоизмениться и обрести новое лицо.

     Группа Fairport Convention
Группа Fairport Convention

Итогом фолк-возрождения второй волны стало зарождение современной фолк-музыки и дальнейшее ее развитие в разнообразных формах, стилях и поджанрах. Вслед за народной музыкой сызнова всколыхнулся интерес к причудливым английским обычаям, традициям и народным танцам — в том числе, и к моррису. Внимания популяризаторов удостоились стародавние стили, которые Сесил Шарп некогда обошел вниманием — молли, приграничный стиль. Сексуальная революция открыла путь в моррис женщинам — вплоть до 1970-х годов моррис оставался сугубо мужскими танцами. В 1970-х в пику догматичному «Братству морриса» образовались и быстро набрали вес две новые организации, поощрявшие новые веяния в моррисе и развитие женских и смешанных команд — Федерация морриса и «Открытый моррис». Возникали и создавались заново новые и новые команды по всей Британии и за границей, на территории ее бывших колоний, а затем многих других стран.

Happy Kelpie исполняют традиционный моррис из деревушки Уайт Ледис Астон на границе с Уэльсом на фестивале валлийского танца Dydd Gŵyl Dewi Sant в 2019 году в Москве.

Британское фолк-возрождение второй волны продемонстрировало всему миру, что народная культура и традиции — не позабытое, исчезающее наследие давно минувших времен, интересное лишь узкому кругу исследователей, но живая, яркая, изменчивая материя, способная изумлять, вдохновлять и завораживать вопреки течению времени.

Милада Леонова специально для Happy Kelpie.

Источники:
English Folk Music.
British Folk Revival.

Фолк
5120 интересуются