Найти тему

Неочевидное коварство оценок

Неочевидное коварство оценок
Неочевидное коварство оценок

После встречи с каждой клиенткой остается свое, особое послевкусие. Мысли, метафоры, ответы, новые вопросы еще только ожидающие своих ответов - много всего.

Сегодня размышляю о двойках и замечаниях. Для самой, как вы понимаете, актуально ))

...

Три или уже даже четыре года назад перед запуском второго потока интенсива "Как мотивировать детей и подростков без ссор и давления" я разговаривала с детьми и их родителями.
❓Что в школе нравится?
❓Что не очень?
❓Зачем вообще нужна школа? (не риторический вопрос на самом деле, у разных людей были очень разные ответы и ожидания)
❓При каких обстоятельствах в школу ходят с удовольствием?
Ну и так далее.

Один мальчик, шестиклассник, сын моей подруги ответил: "В школу можно было бы ходить с удовольствием, если бы не ставили оценок".

Я тогда улыбнулась (ну ясное дело, всем детям этого хочется, но это же не возможно, как без оценок, как тогда понять, ученик усвоил программу или нет...)

Последний вопрос остался без ответа.
А вопросы без ответа - такие полезные червячки, которые рано или поздно до ответа обязательно добираются! ))) Вот и мой добрался. Я отчетливо поняла, что качество знаний можно легко померить и без оценок. Более того, без оценок реально проще.

...

Зачем нужны оценки?
Я не исследовала этот вопрос в его историческом ракурсе, рискну предположить, что оценки изначально задумывались для простоты.

✖️Вот этот ученик не слишком хорошо решает дроби.
✖️Этот не доучил таблицу умножения.
✖️Этот невнимателен и неаккуратен - пишет одно, видит потом другое, отсюда и решает неправильно.

Рехнуться можно, помнить про каждого, у кого что не так!! А поставил по четверке - и все становится просто: ребята молодцы, но кое-что надо подтянуть.

Удобно, правда?

...

Коварство оценок заключается в том, что из средства, инструмента они очень быстро и не заметно превращаются в самоценность.

-- Ну как дела в школе?
-- Пять по русскому.
-- Молодец!

А что, простите, стоит за этой пятеркой? Какие именно знания? Достижения? Может быть преодоление?
Как то, что стоит за этой пятеркой, связано с реальной жизнью? Как оно пригодится в будущем?

Замечаете?
Оценка стала ценна сама по себе. А смысл, стоящий за ней, куда-то ускользнул...

...

Когда-то давным давно мы договорились о том, что пятерка - это хорошо, а двойка - плохо. И теперь наша эмоциональная реакция включается в обход разума.

Двойка.
Плохо.
🤬Вот раздолбай!! Ну я ему...
или
🥺Ну как же так... Мы же вчера готовились!
или
😠Вот вечно она к моему придирается!!
Дофантазируйте сами, каким будет следующий шаг каждой из этих трех мам.

Двойка из удобного способа зафиксировать пробел в знаниях превратилась в средство давления. Виртуальную розгу для ребенка. Позор для родителей.

...

Так что же такое оценка на самом деле?

Вчера в сессии родилась метафора. Двойка (пятерка или замечание) - это зашифрованное послание 💌

Прежде чем делать выводы и принимать меры, это послание нужно расшифровать. Потому что ну а как иначе-то?! ))

Правда, так легче?

Ольга Шацкая