После встречи с каждой клиенткой остается свое, особое послевкусие. Мысли, метафоры, ответы, новые вопросы еще только ожидающие своих ответов - много всего.
Сегодня размышляю о двойках и замечаниях. Для самой, как вы понимаете, актуально ))
...
Три или уже даже четыре года назад перед запуском второго потока интенсива "Как мотивировать детей и подростков без ссор и давления" я разговаривала с детьми и их родителями.
❓Что в школе нравится?
❓Что не очень?
❓Зачем вообще нужна школа? (не риторический вопрос на самом деле, у разных людей были очень разные ответы и ожидания)
❓При каких обстоятельствах в школу ходят с удовольствием?
Ну и так далее.
Один мальчик, шестиклассник, сын моей подруги ответил: "В школу можно было бы ходить с удовольствием, если бы не ставили оценок".
Я тогда улыбнулась (ну ясное дело, всем детям этого хочется, но это же не возможно, как без оценок, как тогда понять, ученик усвоил программу или нет...)
Последний вопрос остался без ответа.
А вопросы без ответа - такие полезные червячки, которые рано или поздно до ответа обязательно добираются! ))) Вот и мой добрался. Я отчетливо поняла, что качество знаний можно легко померить и без оценок. Более того, без оценок реально проще.
...
Зачем нужны оценки?
Я не исследовала этот вопрос в его историческом ракурсе, рискну предположить, что оценки изначально задумывались для простоты.
✖️Вот этот ученик не слишком хорошо решает дроби.
✖️Этот не доучил таблицу умножения.
✖️Этот невнимателен и неаккуратен - пишет одно, видит потом другое, отсюда и решает неправильно.
Рехнуться можно, помнить про каждого, у кого что не так!! А поставил по четверке - и все становится просто: ребята молодцы, но кое-что надо подтянуть.
Удобно, правда?
...
Коварство оценок заключается в том, что из средства, инструмента они очень быстро и не заметно превращаются в самоценность.
-- Ну как дела в школе?
-- Пять по русскому.
-- Молодец!
А что, простите, стоит за этой пятеркой? Какие именно знания? Достижения? Может быть преодоление?
Как то, что стоит за этой пятеркой, связано с реальной жизнью? Как оно пригодится в будущем?
Замечаете?
Оценка стала ценна сама по себе. А смысл, стоящий за ней, куда-то ускользнул...
...
Когда-то давным давно мы договорились о том, что пятерка - это хорошо, а двойка - плохо. И теперь наша эмоциональная реакция включается в обход разума.
Двойка.
Плохо.
🤬Вот раздолбай!! Ну я ему...
или
🥺Ну как же так... Мы же вчера готовились!
или
😠Вот вечно она к моему придирается!!
Дофантазируйте сами, каким будет следующий шаг каждой из этих трех мам.
Двойка из удобного способа зафиксировать пробел в знаниях превратилась в средство давления. Виртуальную розгу для ребенка. Позор для родителей.
...
Так что же такое оценка на самом деле?
Вчера в сессии родилась метафора. Двойка (пятерка или замечание) - это зашифрованное послание 💌
Прежде чем делать выводы и принимать меры, это послание нужно расшифровать. Потому что ну а как иначе-то?! ))
Правда, так легче?
Ольга Шацкая