Какие качества специалиста важны в работе
Вы ищете психолога. Какие качества профессионала важны для того, чтобы вам было комфортно в работе с ним?
Карл Роджерс, создатель клиент-центрированной терапии, ответил бы на этот вопрос очень просто. По его мнению, важно, чтобы психолог проявлял
1. конгруэнтность (естественность и искренность),
2. безусловное принятие (безусловное положительное отношение),
3. эмпатию (сочувственное понимание).
Чем более выражены эти качества терапевта, тем более будет успешным психотерапевтический процесс и крепче терапевтические отношения. При отсутствии же этих критериев работа будет неполноценной или даже неэффективной.
Конгруэнтность психотерапевта (первое условие) подразумевает его естественность и искренность; он демонстрирует свои настоящие чувства, которые проживает в моменте. Для Роджерса важно, чтобы терапевт сумел осознавать и положительно оценивать свои реакции, а также принимать их без страха и передавать в нужной и корректной форме клиенту.
Искренность, конгруэнтность психолога влияет на клиента и становится, по мнению автора, источником настоящих изменений в жизни последнего. Чем выше развитость этих навыков, тем выше степень конгруэнтности терапевта, хотя совершенства в этом направлении практически нет.
Второе условие – безусловное принятие, безоценочное отношение. В идеальной ситуации, пишет психолог, терапевт желает, чтобы клиент был самим собой, не боялся показать свою слабость или сильные чувства. В идеале психолог не просто не желает изменить клиента, принимает его таким, какой он есть, но и даже любит пришедшего к нему человека.
Третье условие – эмпатическое, сочувственное понимание – подразумевает, что терапевт ощущает чувства клиента изнутри себя и способен передать ему свое понимание.
Ирвин Ялом в книге «Дар психотерапии» приводит очень интересный пример эмпатии. Он рассказывает о пациентке, ехавшей на машине со своим отцом. Она мечтала о примирении с ним, но всю дорогу отец ворчал о том, что видит отвратительную грязную реку. Дочь не могла его понять, так как с ее стороны никакой грязи и мусора не было. Каково было ее удивление, когда через какое-то время она вела машину по этой дороге, и со стороны водителя действительно открывался вид на загрязненную реку.
Через эту ситуацию Ялом четко определил смысл эмпатии – глядеть на ситуацию из окна пациента, не сквозь призму собственных проекций, а пытаясь увидеть все именно глазами пришедшего человека.
Подробнее Карл Роджерс раскрывает понятие эмпатии в другой работе: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации».
Именно сохранение позиции «как будто» помогает терапевту не впадать в слияние с клиентом, оставаться эффективным психологом. Не теряя внутренней сонастроенности с клиентом, подобная позиция помогает психологу одновременно осознавать самого себя и свои реакции, сохранять свежесть ума и возможность видеть новые способы решения проблем.