Романс о влюбленных. СССР, 1974. Режиссер Андрей Кончаловский. Сценарист Евгений Григорьев. Композитор и исполнитель песен - Александр Градский. Актеры: Евгений Киндинов, Елена Коренева, Ия Саввина, Ирина Купченко, Александр Збруев, Владимир Конкин, Николай Гринько, Роман Громадский и др. 36,5 миллионов зрителей.
Этот синтез мюзикла с бытовой драмой стал самой кассовым советским фильмом Андрея Кончаловского.
Как это обычно бывает, во времена выхода «Романса о влюбленных» в прокат мнения кинокритиков существенно разделились.
Кинокритик Юлий Смелков (1934-1996) был убежден, «что именно бедность драматургического материала заставила А. Михалкова-Кончаловского прибегнуть к такому громоздкому ложно-поэтическому антуражу – без него смотреть фильм было бы просто-напросто скучно. Видимо, чувствуя это, режиссер собрал в своем фильме множество зрелищно привлекательных и рассчитанных на эмоциональную реакцию зрителя кадров и эпизодов. … Герои становились в позы и произносили слова, которые, вероятно, им казались высокими и значительными, но вызывали чувство недоумения… Именно чувство поэзии изменило, на мой взгляд, постановщику, и получился фильм, в котором она превратилась в орнамент, в средство украшения, в набор приемов. То есть перестала быть поэзией» (Смелков, 1975: 13). Смелков Ю. Поэзия и правда // Советский экран. 1975. № 1. С. 12-13.
С Юлием Смелковым спорила кинокритик Инна Лёвшина (1932-2009): «Мне кажется, что зрители, принявшие «Романс…», идейный строй фильма, плакали другими слезами: фильм стряхнул, вырвал из обыденности, превратил привычные слова в понятия, полные смысла и значения. Фильм разбудил в душе ближе или дальше спрятанную под буднями готовность к огромной любви и высокой духовности. Мне кажется, что слезы, пролитые в «Романсе…», - это слезы самопознания, ощущения прекрасного в себе самом, в окружающей жизни. Вызвать такие слезы – самый высокий долг, который может выполнить искусство перед лицом своего зрителя» (Левшина, 1975: 13). Левшина И. Превращения // Советский экран. 1975. № 1. С. 10-13.
Не скупился на похвалы и кинокритик Евгения Громов (1931-2005), писавший, что фильм «Романс о влюбленных» «по-настоящему талантлив и значителен. Это глубоко поэтическое раздумье о любви и долге, о смысле жизни» (Громов, 1976: 82). Громов Е. «Романс о влюбленных». И тебя позовет трубач // Экран 1974-1975. М.: Искусство, 1976. С.79-82.
Наиболее объемную и глубокую рецензию на «Романс о влюбленных» написал кинокритик Александр Липков (1936-2007), отметив, что «пожалуй, ни один из наших режиссеров так не подвержен воздействию самых разнообразных кинематографических веяний (если хотите, даже мод), как Андрей Михалков-Кончаловский. Он и сам, не скрывая, говорит о том, как повлияли на его прежние картины Куросава, Бергман, Феллини. Так что и критикам не потребно большого умственного усилия, чтобы найти в «Романсе о влюбленных» отголоски «Шербургских зонтиков», картин Де Сика или еще кого-то (диапазон для выбора на редкость разнообразен) и на том основании сурово пригрозить пальцем за отсутствие своего лица, за подверженность «влияниям чуждого Запада». Но стоит присмотреться к фильму … повнимательней, попристальней, вникнуть в суть, и тогда, быть может, откроется иная картина – не переменчивости, а постоянства, удивительной, давней и прочной приверженности художника одной внутренней теме, верности своему лицу. … сочетание любви и боли, печали, мужества и надежды, которым меня волнует, радует, а в лучших своих кусках и потрясает «Романс о влюбленных» (Липков, 1975: 73, 84). Липков А. От своего лица // Искусство кино. 1975. № 4. С. 73-
Уже в XXI веке кинокритик Сергей Кудрявцев вполне резонно, на мой взгляд, писал, что картина «Романс о влюбленных» «сопрягала в себе поэзию и прозу, возвышенность чувств и приземленность поступков сникших, разуверившихся в любви героев. И четко делилась на две части - мало кто даже из числа сторонников фильма принимал сразу обе половинки "слоеного пирога", сотворенного Кончаловским. А немалый успех в прокате (особенно для такой необычной работы, все-таки сложной по стилю и смущающей не из-за смелых эротических моментов, а благодаря эстетике верлибра и мелодекламации) в какой-то степени подлил масла в огонь споров по поводу "Романса о влюбленных". Но знаменательно, что он занял место в итоговой таблице советского кинопроката между лирическими музыкальными комедиями "Песни моря" и "Девушка без адреса", а с другой стороны - оказался по соседству с более социально-мелодраматичными лентами "Молодые" (откуда как раз перешел исполнитель главной роли Евгений Киндинов, для некоторых критиков - абсолютно неудачно выбранный на роль Сергея) и "Еще раз про любовь". То есть выстраивается некий типологический ряд любовных историй по-советски. И тщательно сконструированный, впрочем, не лишенный искренности, даже запальчивости переживаний фильм "Романс о влюбленных", в корне ломая прежние представления о любви в кино» (Кудрявцев, 2006). Кудрявцев С. «Романс о влюбленных». https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6061/annot/
Итак, это были мнения кинокритиков…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020